Духовная пристань митрополита Платона (Левшина)

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Вифания митрополита Платона /К.А.Филимонов и др.; ред.-сост. А.В. Ключикова.
Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2018. – 412 с.: ил. 


Свято-Троицкой Сергиевой лаврой в 2018 году издана монография «Вифания митрополита Платона», посвящённая жизнеописанию выдающегося церковного деятеля XVIII столетия митрополита Московского Платона (Левшина, 1737–1812) и истории основанной им близ Лавры Вифанской обители. Монастырь на данный момент частично восстановлен и имеет насельников.

Личность митрополита Платона объединяет Троице-Сергиеву лавру, наместником которой он был, Спасо-Вифанский монастырь и музей, где хранятся реликвии, принадлежавшие ему или связанные с его жизнью. На презентации книги заместитель генерального директора Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника С.В. Николаева отметила, что «создание монографии – достойный пример сотрудничества монастыря и музея».

Книга представляет собой результат кропотливого труда коллектива авторов. В их числе: настоятель Спасо-Вифанского монастыря иеромонах Аверкий (Лопатюк), историки, научные сотрудники музея О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Е.В. Черникова, литературный редактор издательства Лавры А.В. Ключикова.

Издание состоит из предисловия («Слово к читателю»), пяти частей, списков источников и литературы, указателя иллюстраций. Исследование базируется на материалах Сергиево-Посадского музея-заповедника и многочисленных впервые вводимых в научный оборот архивных документах Российского государственного архива древних актов. Текст сопровождается 237 иллюстрациями (качественными цветными и чёрно-белыми фотографиями портретов политических и церковных деятелей эпохи, архивных документов, икон, богослужебного облачения, интерьеров церквей и прочего). Книга оформлена на высоком полиграфическом уровне подарочного издания.

Первая часть, «Жизнь Платона, митрополита Московского», включает в себя жизнеописание архиерея, основанное на автобиографии владыки. Она позволяет ознакомиться со служением архипастыря, который был европейски образованным человеком, активным борцом за развитие духовных школ, стремился к отстаиванию христианской системы ценностей в общественной жизни, много сделал для возрождения монашеских обителей и укрепления старчества. При жизни владыку называли вторым Златоустом и московским апостолом. По мнению иеромонаха Аверкия, разносторонний, талантливый митрополит Платон – «это наш церковный Ломоносов».

Во второй части («История Спасо-Вифанского монастыря от основания до закрытия в 1920-х годах»), охватывающей период с 1783 года, момента зарождения обители, до времени её разрушения в советский период, подробно прослеживаются этапы «биографии» монастыря. Все они получили фундаментальное освещение через обширные массивы архивных документов.

Местность, избранная для обители, была названа Вифанией в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Пустынь стала местом погребения насельников Лавры и «по причине погребаемых братий, в надежде воскресения, по примеру Лазаря воскресшего» именовалась Вифанией. 

Один из авторов монографии О.И. Зарицкая отмечает в интервью следующее: «Потом его [архиепископа Платона] мысли пошли вширь. Он основывает Вифанию как не кладбищенский монастырь, а как место своего уединения, и строит для себя там маленький домик, маленькие покои. И он продумывает всю идеологическую, духовную структуру этого монастыря, начиная от первого храма Спасо-Преображения, который как бы относит к древнему периоду христианства, и до кончины каждого человека на этой земле».

Материалы третьей части монографии, «Вифанская ризница во времена митрополита Платона», позволяют читателю ознакомиться с никогда ранее не публиковавшимися экспонатами музея – сохранившимися богослужебным облачением и церковной утварью, принадлежавшими владыке. «Особо надо отметить кресты и панагии митрополита Платона, хранимые в Вифании… Их необыкновенная художественная выразительность, а также редко используемый подбор сюжетов доносят до нас философские и эстетические воззрения владельца», – отмечает Л.А. Шитова.

В четвёртой части, «Вифанские покои и домашняя коллекция митрополита Платона», повествуется о личной коллекции, размещённой в митрополичьих покоях Спасо-Вифанского монастыря. Скромные, почти аскетические интерьеры соответствовали молитвенному уединению, к которому стремился митрополит. Личные покои архиерея в Вифании бережно сохранялись монастырским сообществом на протяжении XIX века. В книге реконструирован их первоначальный вид.

В заключительной пятой части («Возрождение Вифанской обители») прослеживается постепенное, с 90-х годов прошлого столетия, восстановление монастыря.

«Особенность этой книги в том, что она одновременно и строго научная, и лёгкая в чтении, что объясняется глубоким почитанием авторами митрополита Платона, который сам был открытым и добродушным человеком. Поэтому книга получилась и серьёзной, и одновременно очень душевной», – отметил один из авторов, настоятель Спасо-Вифанского монастыря иеромонах Аверкий (Лопатюк).

Монография, насыщенная впервые обнародованными материалами, может быть интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей. Представленная книга может стать замечательным подарком всем, кто интересуется отечественной историей.