Духовное бессознательное

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Духовное бессознательное: Православная концепция бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов
  • Автор книги: Ларше Жан-Клод

Православие и психология — сегодня эти два слова часто звучат вместе. Но как они связаны между собой? Какова природа психических и духовных болезней? Каким образом определенные психические болезни коренятся в духовных болезнях, и как исцеление от первых зависит частично от духовного исцеления? Особенное внимание этой теме уделяет в своих трудах Жан-Клод Ларше — известный французский богослов и патролог, с книгами которого уже знакомы российские читатели. Издательство Сретенского монастыря выпустило новую книгу Ларше на русском языке «Духовное бессознательное». В ней рассматриваются проблемы православной психологии и антропологии и то, как они влияют на жизнь человека. Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.


1. В своей новой книге, являющейся продолжением его предыдущих исследований, Жан-Клод Ларше анализирует православную концепцию бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов. Автор подчеркивает зависимость психической жизни от духовной и показывает, что некоторые психические расстройства вызваны духовными болезнями и, следовательно, успех терапии первых будет зависеть от лечения и исцеления вторых. Опираясь на святоотеческую традицию, автор выявляет существование в человеке двух форм духовного бессознательного и уточняет его природу и функцию по отношению к патологии и к терапии.

2. Как отмечает автор, психические болезни не следует отождествлять с духовными болезнями: речь идет о болезнях разной природы (происхождения), и их нужно разграничивать. Это разграничение не означает, однако, что нужно представить себе три независимые друг от друга сферы, расположенные одна над другой: телесная сфера, психическая сфера и духовная сфера. Такое понимание подходит для двух первых элементов, но не для третьего, значение которого в самом общем смысле относительно. Если в одном конкретном случае прилагательное «духовный» означает то, что связано с духом или разумом человека, а в другом случае оно означает то, что происходит от Святого Духа и связано с Ним, то в общем смысле его значение можно определить на самом деле как отношение, положительное или отрицательное, к Богу.

3. В связи с этим, - говорит автор, под духовным заболеванием мы понимаем нарушение (в деятельности человека в целом и в функционировании различных его способностей в частности) нормального отношения человека к Богу. И то, что мы понимаем под духовным исцелением, есть восстановление этого нормального отношения к Богу. Психические болезни суть выражение дисфункции психической жизни человека, которая влечет за собой нарушения, как правило, сопровождаемые душевным страданием, в его отношении к самому себе, к другим людям и к окружающей реальности. Хотя любое приведение в действие психической способности имеет духовное значение в зависимости от отношения к Богу, положительного или отрицательного, психическая сфера относительно автономна по отношению к духовной сфере.

4. Таким же образом телесная сфера обладает некоторой автономией по отношению к духовной и психической сферам. Однако, учитывая единство в составе человека (душа - тело) и тот факт, что человек может существовать только в отношении (положительном или отрицательном) к Богу, между ними наблюдается определенная взаимосвязь. Эту взаимосвязь автор рассматривает в первой главе книги. Далее, как отмечает Ларше, в разных главах этой книги он постоянно ссылается на христианскую антропологию, какой она предстает в учении греческих отцов Церкви. Поэтому во второй главе книги автор напоминает читателям основные принципы антропологии. А издатели отмечают, что более детально эту тему Жан-Клод Ларше рассматривает в своей книге «Исцеление духовных болезней».

5. В следующих двух главах автор анализирует некоторые аспекты психологических теорий и практик Фрейда и Юнга с точки зрения православия, а затем переходит к концепции бессознательного и дает понятие духовного бессознательного. Так, например, здесь мы читаем следующее: «Можно сказать, что существует и телесное бессознательное которое состоит из всего, что существует, действует или производится в нашем теле, но не имеет достаточной интенсивности, чтобы мы все таковое замечали и ясно осознавали. Подобным образом существует и духовное бессознательное. Однако мы не можем сказать, что оно находится в духовной «части», или «сфере», нашего существа.

6. Конечно, в рамках христианской антропологии и в соответствии с отрывком из Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам (1 Фес. 5:23) часто говорят, что человек трехсоставен, то есть состоит из трех элементов: тела, души (или психики) и духа. И верно то, что дух есть высшая способность человека, первая, которая входит в контакт с Богом в созерцании и «вИдении Бога», та, через которую в первую очередь, как правило, мы узнаем духовные реалии. Притом нельзя считать, что духовное в человеке якобы представляет собой некую сферу, область или особый уровень, расположенный над телесным и психическим. Вот почему некоторые отцы Церкви придерживаются в этом вопросе концепции двухсоставной природы человека, считая, что он состоит из души и тела и что дух (или разум, интеллект) есть лишь наивысшая способность души, или ее «верхняя точка».

7. Духовное представляет собой скорее определенное измерение человека, нежели просто некую его часть. Оно может быть определено как то, что является в нас составляющей некоего отношения к Богу. С учетом этого любое состояние или любая деятельность нашей психики или нашего тела, когда они рассматриваются по отношению к Богу (или с точки зрения нашего отношения к Богу), приобретают духовное измерение и качество. И как уже отмечал автор, что это отношение может быть положительным или отрицательным (поэтому страсти, склонности и состояния, которыми мы отделяем себя от Бога, называются духовными болезнями). Кроме того, это отношение может быть субъективным, а также сознательным или бессознательным.

8. Последнее и рассматривает автор в следующих четырех главах. В девятой главе Ларше объясняет, почему таинство Исповеди и православная практика откровения помыслов эффективны в лечении духовных и психических заболеваний. В десятой – говорит о духовных истоках психических заболеваний. В последней главе книги автор отвечает на вопрос: исключается ли при духовном врачевании обращение к психотерапии?

***

Как отмечают издатели, поднимая вопрос о соответствующем месте и роли духовной терапии и психотерапии, эта книга открывает новые перспективы для развития терапии психических заболеваний, полностью уважающей христианскую антропологию и опирающейся на богатый опыт лечения человеческих душ, приобретенный на протяжении веков в православной духовной традиции. Поднимаемые в книге вопросы особенно актуальны в контексте развернувшихся сегодня дискуссий о возможности совмещения наработок современной психологии с традиционными принципами православного пастырского душепопечения.

Телеканал "Союз"/У книжной полки