Духовное богатство
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Духовное богатство. По творениям святителя Иоанна Златоуста
М.: Благовест, 2023. – 224 с.
В сентябре 407 года по дороге в ссылку, истощенный болезнями, отошел ко Господу святитель Иоанн Златоуст. Ему было 60 лет от роду, из них в течение шести с половиной лет он был архиепископом, а три года и три месяца провел в заточении за то, что обличал власть имущих за их недостойную жизнь. Последними его словами были: «Слава Богу за всё!». Спустя 30 лет после кончины святого по требованию константинопольской паствы и патриарха Прокла святые мощи Златоуста были с почестями перенесены в Константинополь. Так, по прошествии трех десятков лет мощи святого вернулись туда, откуда некогда был с позором изгнан живой их носитель - архиепископ Иоанн. Это событие Святая Церковь воспоминает сегодня, 9 февраля, а мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную по творениям святителя.
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Благовест и называется «Духовное богатство. По творениям святителя Иоанна Златоуста». Это сборник душеспасительных и назидательных изречений святителя на различные духовно-нравственные темы, взятые из его творений и расположенные в алфавитном порядке. Это поучения о благодеяниях Божиих и о пути покаяния, о молитве и радости духовной, о терпении и Промысле Божием и многом другом. Предваряет эту духовную азбуку рассказ о жизни святителя. Как говорится в издании, родился он в Антиохии в 347 году, в знатной и богатой семье. Его отец умер вскоре после рождения сына, а мать, овдовев на 20 году своей жизни, не пожелала больше вступать в брак и отдала все силы воспитанию Иоанна.
2. Первые слова, прочитанные и написанные мальчиком, были взяты из Священного Писания, которое было любимым чтением матери. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна. Получив должное образование, при этом познав суетность и тщетность светской жизни, он, после смерти матери вступил на путь иночества и поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о свяшенстве» — великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел он в трудах пустынножительства, написав в этот период и другие свои сочинения.
3. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию. В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
4. Также на него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая умы и сердца слушателей. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ. В центре проповеди пастыря всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он всегда указывал на Писание как на основной и обязательный источник вероучения и нравственного назидания и считал, что именно «от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды».
5. Подобно тому, - говорил святитель, - как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме». Святой Иоанн всех призывал к прилежному слушанию и чтению Библии, говоря: «Это - пища души, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба». Его интерес к Писанию - не был теоретический, именно там он находил самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего.
6. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, - говорил он, - а кто с ними не согласен, тот далек от истины». «Даже один вид Евангелия делает нас более воздержанными от греха, — замечал Златоуст, - а если присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучше, ибо с нею через эти Писания беседует Бог». «Священные Книги, - говорит святитель, - это некое послание, писанное Богом из вечности к людям. Отсюда такая сила в чтении Библии. Когда человеколюбивый Владыка видит, как ревнуем мы о постижении его божественных слов, Он просвещает и озаряет наш ум и открывает истину нашей душе». «Чтение Божественного Писания, по словам святителя, подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей».
7. Святитель Иоанн проповедовал много и часто, и все его слова записывались скорописцами. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания, которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, поучения на праздники и слова апологетические. После смерти святителя Иоанна Златоуста стали появляться «Эклоги» - сборники его бесед на самые разные темы: о любви, о душе, о молитве, о счастье и несчастье, о болезни и врачах, о высокомерии и тщеславии, о терпении и великодушии, о зависти и так далее. Эти сборники его бесед стали распространяться в христианском мире и были любимейшим чтением христиан всех времен, подлинной усладой их жизни. Эти сборники не потеряли своей актуальности и сейчас, и примером тому служит эта книга.
***
Наследие вселенского учителя, вошедшее в Священное Предание Православной Церкви и передающее богооткровенную истину, весьма обширно. И в наши дни творения, беседы, поучения, письма святителя Иоанна Златоуста читают с таким же неподдельным интересом, как и во время его земной жизни, а в выборе богословской тематики, деле проповедничества, методах истолкования Писания ему подражают на протяжении многих столетий. Из многочисленных творений святого отца для этой книги были выбраны некоторые душеспасительные и назидательные изречения. Они обращены к каждому из нас и представляет собой неоценимое «Духовное богатство».
Телеканал "Союз"/У книжной полки