Духовные и психические недуги
- Автор обзора: Дегтерёв Николай
- Книга: Духовное бессознательное: Православная концепция бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов
- Автор книги: Ларше Жан-Клод
М.: Издательство Сретенского монастыря, 2021. — 302 с.
Жан-Клод Ларше, родившийся в католической семье и перешедший в Православие уже в зрелом возрасте, написал немало работ, в которых рассматриваются вопросы христианской антропологии, философии, психологии. Его докторская диссертация по философии, защищенная в 1987 году, была посвящена «терапии духовных недугов» и «аскетической традиции православного христианства», поэтому книга «Духовное бессознательное» является плодом долгих и плодотворных размышлений автора над данной темой.
Впрочем, следует отметить и то, что автор не является психотерапевтом в классическом смысле слова. Он действительно скорее философ и теолог, чем психолог. Поэтому, если читатель будет искать в книге какие-то специальные психотерапевтические практики, то, наверное, будет разочарован. Эта книга все-таки в большей степени именно философский и богословский, а не собственно психологический взгляд на психологию и психотерапию. Что, безусловно, никак не умаляет ее значения.
Сам автор пишет, что его книга — это попытка «наметить основы того, что могло бы стать христианской психотерапией, опирающейся на богатый опыт “врачевания душ”, приобретенный на протяжении веков Православной традицией». В предисловии к книге автор сам указывает, что не видит «последовательных попыток развития христианской психотерапии», между тем, как очевидно, что «применение христианскими психотерапевтами к пациентам-христианам психотерапевтических подходов, основы и методы которых далеко отстоят от христианских принципов и практик, весьма проблематично».
Книга «Духовное бессознательное» делиться на несколько глав. Хотя автор и предупреждает, что этот труд составлен из материалов, написанных в разное время (но по схожим поводам), текст книги производит цельное впечатление, все подчинено единому замыслу.
Первая небольшая глава призвана подчеркнуть разницу между духовными и душевными болезнями. Автор оговаривается, что под духовными болезнями понимает «нарушение <…> нормального отношения человека к Богу», а под исцелением — «восстановление этого нормального отношения». Понятно, что «нормальное» не значит нейтральное. Но об этом — немного ниже.
Вторая — также довольно небольшая глава — называется «Основные принципы христианской антропологии». В ней читатель встретит анализ того, чем является первородный грех (с точки зрения христианской традиции), а также описание святоотеческих классификаций страстей. Для православного человека все это вещи довольно очевидные, но не будем забывать, что Ларше — француз, и, соответственно, главный его читатель — европеец, человек, довольно далекий от православия. Для этого читателя информация будет, возможно, новой и неожиданной.
Третья и четвертая глава книги будут, наверное, самыми интересными для любителей собственно психологии. В них автор пытается осветить «проблему совместимости антропологических оснований» христианской психологии, с одной стороны, и психоанализа Фрейда, а также аналитической психологии Юнга с другой. Нужно отметить, что автор подходит к этому вопросу очень основательно и (как можно было бы в принципе ожидать) не доходит до полного отрицания Фрейда и Юнга. В обоих случаях он желает найти как сходства, так и различия.
Параллельно отметим и то, что нам показалось несколько странным включение в рассмотрение только этих двух имен. В современной психологии есть огромное количество подходов к психотерапии, причем как фрейдизм, так и юнгианство сегодня предстают в достаточно модернизированном, измененном виде. И Фрейд, и Юнг — мы, конечно, можем ошибаться, но ощущение именно таково — в своем первоначальном, так сказать, аутентичном виде для психологии и психотерапии — это скорее фигуры из области истории. То есть признается их огромный вклад, но на практике напрямую применять их методы (в, так сказать, неизменном виде) едва ли будут. К тому же (и вновь выскажем субъективную точку зрения) и Фрейд, и Юнг сегодня — фигуры, в гораздо большей степени значимые скорее для культурологии и философии, чем для психологии.
Однако, думается, что автор хотел показать именно «основы» антропологической проблематики, поэтому и выбрал такие «основные» фигуры.
Сходства христианской антропологии и фрейдизма Ларше видит в некоторых аспектах динамики душевной жизни, в представлениях о конфликте и его роли в психической жизни человека, в мыслях Фрейда о развитии личности и приобретении опыта самообладания (сходным в этом смысле со святоотеческим). Различий, естественно, оказывается гораздо больше (учитывая, что Фрейд — атеист). Отметим лишь некоторые. Вот, например, Ларше пишет: «В то время, как для Фрейда любовь к ближнему — лишь часть перенаправленной сексуальной энергии человека (либидо), согласно христианской концепции, сексуальная энергия — это часть перенаправленного желания и соответствующей энергии, которые изначально в норме должны предназначаться Богу». Также отличается и представление об удовольствии (которое для Фрейда является основной счастья, а для святых отцов — происходит из первородного греха). И так далее, и тому подобное. Кому интересно детально проследить эти различия — лучше прочитать книгу.
Сложнее оказывается вопрос с Юнгом, которому посвящено гораздо больше страниц. Оно и понятно: в отличие от Фрейда, Юнг всегда признавал огромное значение религии и религиозной проблематики для психики человека. Однако в отношении Юнга важно одно крайне существенное обстоятельство: Бог у Юнга — собственно, это слово можно писать и с маленькой буквы, так как речь идет скорее о богах, чем о единственном христианском Боге — Бог у Юнга оказывается лишь психической реальностью. Конечно, Юнг в этом смысле кантианец и рассматривает вещи только «в явлениях» (а не «в себе»). А «в явлении» Бог существует лишь в психике человека. «В себе» же — то есть онтологически — познать Бога, не выходя за пределы психологии как науки, невозможно. Однако это в целом совершенно правильное с гносеологической, или даже с методологической точки зрения допущение, становится настоящим камнем преткновения для юнгианской аналитической психологии и христианской антропологии. И именно из этого обстоятельства «растут ноги» у всех остальных несовпадений этих двух философских систем.
Ларше однако не останавливается лишь на анализе психологических теорий. Он предлагает и собственно христианское истолкование, казалось бы, привычных психологических понятий и, в частности, бессознательного («духовного бессознательного» по его терминологии). При этом такая интерпретация — отнюдь не плод личных воззрений автора. Ларше ссылается на разработку «духовного бессознательного» в трудах Игоря Карузо, Вильфреда Дейма и Виктора Франкла. И хотя собственно определения духовного бессознательного он не дает (это не термин в строгом смысле слова, по крайней мере, не настолько термин, чтобы признаваться психологическим научным сообществом в целом), зато раскрывает два основных измерения этого бессознательного, положительное (которое он называет «боголюбивым») и отрицательное (соответственно, «богопротивным»).
В бессознательном каждого человека есть две этих интенции поиска Бога. Только одна из них действительно подталкивает человека к Богу («боголюбивое» бессознательное»), а другая («богопротивное») старается подменить Бога всяческими суррогатами (идолами, идеологиями и т.д.). Собственно, в рамках именно такого, двойственного понимания бессознательного и идет дальнейшее изложение.
В главе «Боголюбивое бессознательное» автор, по сути, пересказывает православный взгляд на образ и подобие Божие в человеке (не забудем, что книга адресована в первую очередь западному читателю), а также пишет о благодати и «вытеснении» боголюбивого бессознательного. Также отдельная небольшая глава посвящена «богопротивному бессознательному» и человеческим страстям.
Интересной представляется 9 глава, где автор рассматривает исповедь и откровение помыслов как терапевтические практики, конечно же, оговариваясь, что суть и того, и другого выходит далеко за рамки терапии. Делается это, кстати, в том же ключе, что и сравнение Юнга и Фрейда с христианской антропологией: Ларше ищет прежде всего сближения, а потом уж и различия между привычной психотерапией и исповедью (и откровением помыслов).
Венчает книгу глава «Духовные истоки психических заболеваний». Автор, безусловно, различает душевные (то есть психические) болезни и духовные. И понимает, что подход к ним нужен разный. Однако он объясняет, что в основе многих психических расстройств могут лежать духовные недуги. И если вылечить последние (или, по крайней мере, с ними бороться), то это отразиться и на психическом состоянии человека.
Книгу особенно хотелось бы рекомендовать тем православным людям, которые профессионально занимаются психологией или психотерапией. Не только, чтобы получить новую информацию, но, может быть, и поспорить с автором или предложить собственные пути решения многих вопросов, предложенных замечательным французским православным богословом.
Журнал «Православное книжное обозрение»