Духовные отцы и дети

  • Автор обзора: Игорь Цуканов

Рецензия на книгу: Виноградов Леонид. Духовники о духовничестве: Девять бесед со священниками. М.: Благочестие.ru, 2017. 236 с. (Допущено к распространению Издательским Советом РПЦ)


В каких случаях православному христианину крайне желательно иметь духовника? Как его искать и что делать, если такого духовника пока нет? Как правильно строить отношения с тем священником, которого считаешь духовным отцом? Что такое послушание, и отличается ли послушание в миру от подчинения старцу в монастыре? Возможна ли дружба со священником, которому исповедуешься, и где пролегают её границы? Если муж и жена исповедуются у разных священников, это нормально – или лучше, чтобы духовник был общий? А у ребёнка может быть свой духовник?

Вот неполный список вопросов, которые задал девяти священникам известный журналист Леонид Виноградов. В итоге получилось девять больших и разноплановых разговоров, из которых и составилась эта книга.

Собеседники подобрались тоже разные: одни батюшки хорошо известны посетителям популярных ресурсов вроде «Правмира» (к примеру, протоиерей Игорь Прекуп), почитаются как мудрые опытные наставники (в их числе – протоиерей Геннадий Фаст), а есть и другие, чьи имена мне, например, были неизвестны. И это один из плюсов книги: в одних случаях работают авторитет и опыт, а в других обращаешь внимание прежде всего на живую личность.

Самое интересное в любом интервью – индивидуальный опыт человека. И большинство бесед открываются как раз с личных историй, с историй о том, как собеседник автора в своё время, еще только начиная свой путь в Церкви, сам обрёл духовника, как строились их отношения. Тем более, что все батюшки единодушны: кому-кому, а священнику иметь духовного наставника нужно непременно. Другое дело, что не все они охотно говорят о личном опыте. Протоиерей Алексий Потокин, к примеру, с радостью делится собственной историей ученичества у о. Георгия Бреева, а для протоиерея Олега Клемышева история взаимоотношений с духовным отцом – сокровенная, не подлежащая вынесению наружу.

Зато тем, что каждый из отцов позаимствовал, чему научился у своего духовника, всякий из них охотно делится с читателями книги.

В наше время так привыкаешь к разноголосице, что даже удивляешься, когда по одному и тому же поводу два человека говорят практически одно и то же. А тут – сразу несколько случаев, когда даже и не два – практически все пастыри сходятся в мнениях. Для примера – такой вопрос: должен ли у мужа и жены быть один духовник? И практически одинаковый ответ: хорошо бы, но на практике это далеко не всегда возможно, поэтому вполне приемлемо мужу и жене ходить и к разным священникам. Другое дело, если между супругами возник конфликт – вот тогда идите к кому угодно, но обязательно вдвоём: неправильно, если священник станет слушать только одну сторону, картина в любом случае получится искаженной.

Другой вопрос: водить ли на исповедь подросших детей, которые утратили интерес к походам в храм? И вновь практически единодушие: насильно ничего делать не надо, нужно только постараться, чтобы душа юного человека, в жизни которого началась «полоса винегрета» (по выражению протоиерея Федора Бородина), сохранила доброе впечатление о священнике – не как о «странном дяде в черной юбке», но как о вдумчивом и благожелательном человеке, готовом помочь бескорыстно.

Достаточно, впрочем, и тем, в мнениях по которым батюшки расходятся. В этом смысле книга не производит впечатления отутюженного костюма, пригодного на все случаи жизни. И люди все живые, и подумать есть о чём, и есть в чём разобраться.

Некоторым недостатком книги я бы назвал единообразие вопросов для всех собеседников – очень похожий набор для каждого из батюшек (с небольшими вариациями, зависящими от места служения, от того, женатый это священник или монах и т.д.). С одной стороны, недостаток это условный: тема-то одна и та же, естественно, что и вопросы одинаковые. А с другой стороны – ничего не поделаешь: читать больше чем два интервью подряд скучновато, все беседы выстроены очень похоже.

Некоторое недоумение вызывает и оформление книги, буквально один в один скопированное с известной серии издательства «Никея», в которой выходили книжки «Монахи», «Матушки», «Хранители веры». Правда, у «Никеи» это были издания в твердом переплете (а здесь – мягкая обложка) и со значительно бόльшим количеством иллюстраций, но на первый взгляд разницы практически никакой.

Достоинства текста от этого, впрочем, не умаляются.


Игорь ЦУКАНОВ