Духовные поиски человечества
- Автор обзора: Татьяна Медведева
- Книга: Религии мира. История духовных поисков человечества
- Автор книги: протоиерей Олег Корытко
М.: Никея, 2022. — 624 с., ил.
Автор издания
«Религии мира. История духовных поисков человечества» – настоятель московского храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, руководитель Референтуры Московской Патриархии, кандидат богословия.
В своей книге он рассматривает основные религиозные концепции от доисторических времен до наших дней. Отец Олег отмечает, что любому человеку свойственно интуитивное представление о Творце и духовном невидимом мире, и называет религию – попыткой «достучаться до небес».
Значительную часть увесистого тома в 620 страниц составляют иллюстрации, и знакомство с изданием хочется начать с их рассматривания. Палеолитическая Венера из Зарайска, дольмен Пулнаброн в Ирландии, каменные истуканы острова Пасхи, львы и бизоны пещеры Шове во Франции – вводят нас мир дописьменного человека, о религиозных ритуалах, которого мы можем только строить догадки. Затем привлекает внимание изображение богини Иштар из аккадского периода (около 2350 лет до н.э), впечатляющий рельеф Гильгамеша и его друга Энкиду. Следующий сюжет – рельеф Эхнатона и Нефертити, под лучами Атона. И так далее.
Все эти образы, конечно, хорошо знакомы для тех, кто интересовался историей религий. Тема – это огромная и неисчерпаемая, в которой обычному человеку можно надолго закопаться, погружаясь в детали, факты, гипотезы. Протоиерей Олег Корытко рассказывает о своем предмете, сосредоточившись на самом главном, подчеркивая схожесть базовых религиозных представлений в разных культурах и цивилизациях. Например, в религии Шумер он выделяет такой сюжет: спуск в ад и преодоление смерти, описывая историю Инанны и Думузи. А рассказывая о верованиях египтян, фокусирует внимание на воскресении Осириса. Анализируя мистерии древних греков, священник делает акцент на их поисках посмертного блаженства.
В том, как автор структурирует и подает материал, ощущается большой преподавательский опыт. Отец Олег более двадцати лет читает лекции по истории религий в Московской духовной академии. Он умело чередует познавательность и занимательность, выверенность формулировок при разговоре о священных предметах и способность пошутить там, где это уместно.
Его книга воспринимается и как учебное пособие, и как справочная литература, к которой можно обратится, когда необходимо уточнить какие-то понятия или получить представление о развитии религиозной мысли. Например, ислама. Протоиерей Олег Корытко рассказывает о незаурядной личности пророка Мухаммада, об основах исламского учения, к которым относятся: вера – в Аллаха и Его ангелов, в книги и пророков, в Судный день и предопределение. Цель жизни всякого мусульманина – это достижение единства с Богом. Исследователь описывает пять столпов исламской традиции: таухид (исповедание веры), намаз – ритуальная молитва, закят – милостыня, ураза – пост, хадж – паломничество и жертвоприношение. Автор отмечает, что ислам очень привлекателен своей понятностью – и базового вероучения, и нравственных норм, и религиозной практики. «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» – приводит отец Олег цитату из Корана (2:185). Он также рассказывает об основных направлениях в исламе, к которым относятся сунниты, шииты, ваххабиты.
Отдельную главу протоиерей Олег Корытко посвящает суфизму, и высказывает такую мысль: «Со всеми возможными оговорками можно было бы уподобить суфизм христианскому исихазму – особой мистической практике обретения личного единства с Богом».
Религиовед упоминает о своем посещении суфийского центра в турецком городе Конье, где он наблюдал одну из трансовых практик суфиев – танец дервишей, которые под звуки музыки способны кружится без остановки 30-40 минут, находясь в состоянии экстаза, измененного состояния сознания. Во время этого ритуала исполняются также тексты поэта-суфия Руми, обращенные к Богу: «Возлюбленный, возьми всего меня…». Автор добавляет, что некоторые исследователи считают: тема любви появилась в суфизме благодаря влиянию христианства.
Он сопровождает свой рассказ интересно подобранными иллюстрациями, среди которых – миниатюры с изображениями жизни пророка Мухаммада, страницы из Корана, фото Кааба в Мекке во время хаджа. Исследователь напоминает, что слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность» и приводит такую цифру: 1,8 млрд человек в мире исповедует ислам, вторую по численности религию после христианства.
Отмечая многие похожие моменты между нашими религиями, отец Олег подчеркивает исключительность Благой вести: «Христианство предлагает человеку выйти за пределы своей природы и стремиться к обожению». И добавляет: «Христианину нужен в первую очередь Христос, Бог, воплотившийся и ставший одним из нас».
На этом приеме сопоставления и сравнения автор построил всю книгу: он рассказывает о каждой религии с христианской точки зрения, при этом с уважением воспринимая многообразие духовных исканий людей разных цивилизаций. Он находит интересную подачу, подчеркивая, что в «цветущей сложности» конфессий, в разных религиозных традициях и философских системах, много похожих представлений. Автор отмечает перекличку Запада и Востока, обыгрывая этот момент в названиях глав: «Я мыслю – значит, я Атман», «Веданта в трех ипостасях» и др. Такой подход интригует читателя и приглашает к изучению предложенного материала.
Книга протоиерея Олега Корытко помогает систематизировать наши знания о религии, сложить в единую картину все попытки «достучаться до небес» и еще раз уяснить главное в церковном учении: христианство – это больше, чем религия. Это движение «сверху вниз»: Бог снисходит в дольний мир, чтобы просветить человека и возвести его в мир горний.
Издательский совет