Духовные советы афонского старца Агафодора
- Автор обзора: Дионисий Волков
- Книга: Духовные советы афонского старца иеросхимонаха Агафодора
- Автор книги: монах Арсений Святогорский (Митрофанов)
В издательстве «Сибирская Благозвонница» вышла в свет книга «Духовные советы афонского старца иеросхимонаха Агафодора».
Её автор — иеросхимонах Агафодор (в миру Александр Иванович Буданов; 1845–1920) — один из выдающихся подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, последние двадцать лет жизни главный духовник обители. Достойный ученик старца-духовника Иеронима и игумена монастыря схиархимандрита Макария, он на протяжении тридцати лет стремился поддерживать высокий строй внутренней монастырской жизни, установленный в обители его наставниками.
Трудно переоценить его роль в процессе сохранения духовной преемственности в монастыре. Он целенаправленно и последовательно старался передавать своим ученикам те духовные навыки, которым его научили выдающиеся старцы.
Родился 18 января 1845 года в семье зажиточного фабриканта и купца в городе Москве. Отец его, Иван Петрович Буданов, имел в собственности (вместе с братом Стефаном Петровичем) фабрику за Серпуховской заставой, недалеко от Данилова монастыря. В 1849 году отец купил дом на Малой Ордынке в приходе святой великомученицы Екатерины, куда вся семья ходила по праздникам на Богослужение.
На пятом году жизни маленький Александр уже научился читать, а в шесть лет уже стоял на клиросе своей приходской церкви святой великомученицы Екатерины, где пел, читал и помогал пономарю, подавая кадило.
Отец хотел приготовить своих сыновей для дел коммерции, но Бог судил иначе.
Иван Петрович любил по вечерам читать всей семьёй Священное Писание и Четьи Минеи, все это не могло не отразиться на душах его детей. В семье Будановых, кроме отца и матери, было три сына и дочь. Благодаря тому, что семейство жило церковной жизнью, у всех детей рано проявилось стремление к монашеству.
Когда Александру исполнилось 18 лет, мать семейства Степанида умерла от чахотки, а через год после ее смерти умер и отец. Дети остались сиротами. После смерти Ивана Буданова торговое дело было вскоре ликвидировано.
В 1868 году старший брат Петр (впоследствии иеромонах Уриил) заявил, что он уезжает на Афон для принятия монашества. С ним пожелал ехать и младший брат Александр. Средний же Михаил (впоследствии иеромонах Мина) сказал, что и он приедет к ним, если им удастся там утвердиться. Впоследствии он присоединился к своим братьям.
Помолившись родным святыням, путники отправились на Святую Гору, куда и приехали благополучно 14 апреля 1869 года. Остановившись в русской обители святого великомученика Пантелеимона, они были вскоре приняты в братство и поступили под духовное окормление старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова). Молодой послушник Александр был безгранично рад получить в наставники такого многоопытного старца. Впоследствии он так вспоминал об этом: «Я просил мысленно Господа послать мне наставников по Его святой воле. И это Господь исполнил, ибо дал мне незабвенных отца Иеронима и отца Макария».
Дальнейшая судьба обоих братьев различна: старший избрал отшельническую жизнь и поселился в принадлежащей русскому монастырю пустыне «Новая Фиваида», младшему Бог судил потрудиться в обители. Через два года послушник Александр был пострижен в мантию с именем Агафодор, а затем в 1873 году был послан певчим в константинопольское русское посольство, где и пробыл до 1877 года. После того как он вернулся в обитель вскоре после окончания Русско-турецкой войны, ему пришлось опять ехать в Царьград, в посольскую церковь певчим. Возвратился он на Святую Гору только в 1882 году.
С этого времени до самой кончины старца Макария он находился под его непосредственным духовным руководством. Старец обещал ему за полное послушание вымолить у Господа для него Божью благодать, и молодой послушник полностью доверился своему духовнику, неукоснительно выполнял все его указания, за что Бог действительно одарил его своей благодатью.
Впоследствии он так писал о опыте общения со своим духовником: «В прелесть впадают лишь те, которые верят своему рассуждению. Поэтому никто без благословения своего старца, которому обязан иметь откровение, не должен ничего начинать своевольно или верить своему мнению или видению, не открыв ему всего. Надо следовать его мнению и указанию (одобрению), полагаясь без сомнения на его суждение... Когда кто руководствуется такими указаниями своего старца, и все делает по его благословению, и самые мысли не иначе принимает, как предварительно вопросив того о них, таковой, будучи охраняем его благословением, не может впасть в прелесть, легко избегает коварства расставленных врагом сетей, как бы они ни были прикрыты тонко и хитро».
21 ноября 1882 года отец Агафодор был рукоположен в иеродиакона, а затем 10 апреля следующего года — в иеромонаха. С того времени начинается его деятельность сначала как антипросопа, а потом духовника обители.
Но главная заслуга отца Агафодора — это духовничество. На этом святом серьезном поприще он не имел равных. Всегда внимательный, ласковый, он сумел привлечь к себе сердца многих иноков, как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его кельи были всегда открыты для желающих очистить свою совесть Таинством покаяния. Скорбящие, малодушествующие находили в нем заботливого, внимательного отца, и редко кто из них уходил неуспокоенным, неудовлетворенным. Большинство его духовных чад искренне любили своего старца и готовы были пойти за него на любое самопожертвование. Его отцовская любовь и забота о своих духовных детях отчетливо видна в его переписке с ними.
30 марта 1888 года отца Агафодора постригли в схиму.
В последние годы отцу Агафодору выпало тяжкое испытание: он невольно стал инициатором возникновения на Афоне споров об Имени Божием. Об этом он впоследствии вспоминал так: «Отец Иларион [автор книги «На горах Кавказа»] просил меня письменно узнать от здешних подвижников, занимающихся Иисусовой молитвой, какого они мнения о его книге, и между ними просил узнать [мнение] и отца Хрисанфа, [насельника] Ильинского скита. Этот последний ответил отцу Илариону целой рецензией на его книгу. По просьбе отца Хрисанфа я послал эту рецензию к отцу Илариону, так как отец Хрисанф за незнанием адреса прислал ее ко мне для пересылки, сказав, что рецензия эта написана по его [отца Илариона] просьбе лишь только лично для него, но не для печати».
На рецензию отец Иларион оскорбился и начал активно пропагандировать свои идеи, вовлекая в спор об имени все больше и больше афонских монахов, что в конце концов привело к формированию имябожнической ереси. По требованию имябожников, которые в одно время взяли власть в монастыре, отец Агафодор был удален из обители на Фиваиду, где перенес немало скорбей от окружающих. Но он за причиненные скорби никого не осуждал, а, наоборот, благодарил Бога за посланные ему испытания.
«Как бывает отрадно и благотворно, — писал он, — когда приходится заглянуть в себя поглубже через какой-либо толчок [испытание]. Тогда душа смирится и глядит на себя беспристрастно. Каждая пылинка видится на совести. Хотя и бывает это нелегко, но после чувствуется на душе легкость. Дух примиряется и с Богом, и с людьми, которые казались до того несправедливыми, а теперь любезными, снисходительными по отношению ко мне. Так и всегда должно было бы быть, но гордость мешает. А когда приходится стряхнуть ее и смириться, тогда на душе отрада и свет, и она приходит в свое нормальное, свойственное ей состояние. Гордость все помрачает. Самому человеку без помощи Божией невозможно выйти из такого положения. И вот Господь приходит на помощь, попуская ему какое-либо искушение, ошибку и скорбь, и тогда с глаз как бы спадает покрывало, человек смиряется и видит ясно все, а главное, себя недостаточным, неразумным и грешным. И тогда возопиет он ко Господу со смирением о прощении себя и о Его помощи. Поэтому беды, искушения, скорби и болезни — целебный пластырь, излечивающий от гордости и уныния. Чтобы пребывать в порядке, должно всегда держаться самоукорения и молиться: “Даруй мне, Господи, зрети моя согрешения!” Ибо гордость затемняет нам духовные очи, и от этого мы, как слепые, постоянно спотыкаемся».
После удаления имябожников с Афона отец Агафодор вновь был назначен в монастыре антипросопом. По смерти грамматика и библиотекаря отца Матфея отцу Агафодору пришлось заместить его, и он был также библиотекарем.
В августе 1920 года старец, по-видимому, заболел лихорадкой. Время шло, и болезнь периодически то ослабляла свое действие, то усиливалась и наконец 4 октября вынудила его лечь в больницу. 6 октября его соборовали. После этого положение больного как будто стало улучшаться, но 13-14 августа ему опять стало хуже. 17 ноября утром он приобщился Святых Христовых Таин, говорил, но во время перевязки ран (пролежней) почувствовал недомогание и стал отходить. В 6-м часу дня, после 50-летней иноческой жизни, его душа перешла в вечность.
В этой книге издатели знакомят читателя с бесценным и многогранным духовным наследием отца Агафодора.
«Цель нашей временной жизни состоит в том, чтобы благоугодить Господу, дабы быть достойными вечного с ним сожительства в будущей вечной жизни, в Царствии Небесном». Единственно возможно достичь этой цели через молитву, «так как она соединяет наш дух с Господом ещё здесь, на земле».
«Цель молитвы должна быть: благодарение Богу, умилостивление, и прощение грехов, и покаяние в них, и равно прошение помощи. Не должно же желать какого-либо утешения, радости, приятного ощущения, ибо враг может искусственно это показать».
Духовные советы старца Агафодора, без сомнения будут полезны, ибо написаны доступным и понятным языком.
«Унывать не должно, ибо сознание, что Господь с нами, должно разгонять всё унылое, но и доставлять сердцу веселие. Помянух Бога и возвеселихся (Пс.76:4), говорится в псалмах. Господь же всегда с нами чрез Святые Свои Таины. Если же и случится прогневить
Господа, то Он же, ведая нашу поползновенность ко греху, дал нам и средство заглаживать наши погрешности – чрез покаяние, к которому Он Сам всех призывает, дав кому следует власть вязать и решать во имя Отца и Сына и Святого Духа».