Духовный опыт и православные ценности

  • Автор обзора: Татьяна Медведева

«Русская мысль и Человечество». Лидия Довыденко.
Калининград: Издательство «Страж Балтики», 2021.


Когда читаешь название книги – «Русская мысль и человечество» – в памяти сразу же всплывают труды Данилевского, Леонтьева, Бердяева, Тихомирова и возникает опасение: а справился ли автор с такой серьезной темой, на которую «замахнулся»?

Лидия Довыденко – прозаик, публицист и общественный деятель. Она живет в Калининграде, издает журнал «Берега», отмечена рядом литературных премий. В свою книгу «Русская мысль и человечество» она включила материалы, посвященные знаковым фигурам русской культуры. Ее очерки, статьи и интервью объединяют размышления о Православии, славянской цивилизации, современном искусстве. Лидия Довыденко рассказывает о творчестве прозаиков Валентина Пикуля, Николая Коняева и Сергея Пылева, поэтов Георгия Кольцова Сэды Вермишевой, литературоведов Людмилы Яцкевич и Валентины Коростелевой, актеров Евгения Киндинова и Николая Бурляева. Среди ее героев также – меценаты, философы, воины.

Наиболее определенно заявленная в названии книги тема раскрывается в очерке, посвященном мыслителю и общественному деятелю русского зарубежья Николаю Арсеньеву (1888-1977). Он родился в семье дипломата, после революции вынужден был эмигрировать. С 1920 по 1948 год жил и работал в Кенигсберге, затем переехал в США. Среди его сочинений: «Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика», «О литургии и таинстве Евхаристии», «Эллинский мир и христианство», «Преображение мира и жизни», «Духовные силы в жизни русского народа».
Николай Арсеньев видел историю человечества как путь непрерывного духовного поиска. Исходя из православной традиции, философ считал социальным идеалом соборность, а личным идеалом святость.

Лидия Довыденко пишет: «Он уверен, что культура развивается и обогащается в диалоге с другими культурами, но акцентирует внимание на национальных чертах характера, особенностях русского способа постижения мира, связывая его с возрождением своего народа. Перспективы национального развития, проблемы смысла жизни сочетаются с проблемой исторического призвания народа. Пробудившийся в нем дух искания, ориентация на православные ценности, открывают его духовному взору значение исторических явлений. Вязкости рассудочных сомнений он противопоставил веру как явление духовной свободы, обратившись к глубинам национального духовного опыта, к нравственному, «внутреннему оформлению» русского народа и человечества».

К числу творческих удач можно отнести интервью Лидии Довыденко с прозаиком Николаем Ивановым, которое озаглавлено «Полковник Чехов». Это интригующее название своего рода ключ к судьбе писателя, в биографии которого есть героические страницы: он воевал в Афганистане, награжден медалью «За отвагу», на его счету более 60 парашютных прыжков. Как военный корреспондент он побывал во многих горячих точках, а когда попал в чеченский плен и находился на волосок от гибели, охранники называли его то полковником, то Чеховым. Сам Николай Иванов об этом вспоминает так: «О-о-о, Чехов — это было хорошо. Если «Чехов, на выход», то бить не будут. Если вытаскивали наверх как «полковника», значит, или опять на расстрел, или просто будут бить». В плену Николай Иванов находился четыре месяца, а потом был освобожден в результате спецоперации. Закономерно, что военная тема стала одной из главной в его произведениях, среди которых можно отметить: «Новеллы цвета хаки», «Спецназ, который не вернется», «Вход в плен бесплатный, или расстрелять в ноябре», «Черные береты». Динамичный сюжет, экстремальные ситуации, мужественные герои делают его прозу по-настоящему увлекательной. Ну, а сравнение с Чеховым, конечно, обязывает к лаконизму повествования, выверенной художественности образа, психологической точности при создании характеров. «Люблю героя ставить в безвыходную ситуацию. И выбираюсь из нее вместе с ним, порой, не зная концовки», – делится прозаик секретами мастерства. При этом подчеркивает, что все его книги имеют документальную основу: настоящих людей чести и долга он не раз встречал на жизненному пути.

Тему защитников родины продолжает в книге глава «И мужество нас не покинет», в которую Лидия Довыденко включила очерки о фронтовиках Великой Отечественной войны и заметки о современных героях Новороссии – с ними писательница познакомилась в ходе поездок в зону боевых действий.

В сборник «Русская мысль и человечество» вошли также материалы, посвященные Валентину Курбатову. В них Лидия Довыденко рассказывает о своих встречах со знаменитым критиком, приводит фрагменты из его книг и писем, где передаются его сокровенные мысли о России, православной вере и литературе. Особую ценность представляет подборка ответов Валентина Курбатова на 10 вопросов о вызовах современности. «Видно, нам на роду написано наше «евразийство» с его невольным раздвоением», – говорит литературовед, комментирую разделенность русских людей на почвенников и западников. Осмысляя трагический опыт ХХ века, он резюмирует: «СССР – естественное дитя России, самое родное дитя. И она еще спохватится и обнимет свое дитя, если не совсем дура, и перестанет без конца примирять чужие платья…». А какие удивительные слова находит Валентин Курбатов, чтобы передать свое понимание человеческого жребия, с его испытаниями, болью и утратами: «… чем далее, тем жизнь ненагляднее. Это в тебе прорастает вечность, которая не ТАМ, а вот ТУТ, в каждом дне. И это только мы своеволием, жадной отдельностью и эгоизмом строим злое историческое пространство… вместо того, чтобы увидеть Другого и обрадоваться его «другости», как разнообразию небесного сада, где всяк цветок сам, а сад – только вместе». Невольно возникает ассоциация, что приведенные высказывания Валентина Курбатова во многом отсылают к идеям о русской «всемирной отзывчивости», о «цветущей сложности».

Протоиерей Василий Зеньковский, автор исследования «История русской философии», анализируя особенности нашего национального самопознания, писал, что русская мысль неразрывно связана с религиозной стихией, и что ее отличает повышенный интерес к смыслу истории. Можно сказать, что во многом эти характерные черты «русской идеи» сохраняются и сегодня, если мы обратимся к работам современных философов и общественных деятелей: Натальи Нарочницкой, Виктора Аксючица, Валерия Аверьянова, Александра Щипкова и других. В своих трудах они осмысляют тысячелетний путь России и предлагают образы будущего на основе традиций православной цивилизации. Современные мыслители призывают брать все самое ценное из разных исторических периодов, строить государство на идеалах библейских заповедей, а социальную сферу на принципах солидарности и соборности, а еще напоминают, что смыслом жизни для христианина является спасение души, а идеалом – святость. Эти идеи близки и Лидии Довыденко как автору книги «Русская мысль и человечество».

Издательский совет