Душа истории
- Автор обзора: Александр Василенко
Вышел в свет художественный альбом, подготовленный журналом «Историк» - «История Отечества в русской живописи» под редакцией Владимира Рудакова. Двести очерков о лучших картинах, отобразивших многовековую летопись нашей страны.
При всех возможностях современной техники, прошлое остаётся в области недоступного. Мы не можем перенестись на несколько веков назад, чтобы поучаствовать в событиях «давно минувших дней». Но есть память о том, что было, переходящая «из рода в род». Эта память субъективная и неравнодушная, а в первую очередь – образная. Авторы этой книги собрали под одной обложкой образы прошлого, с которых, как правило, начинается наше знакомство с русской историей.
В истории русского искусства вот уже несколько столетий историческая живопись занимает главенствующее место. Это вполне объяснимо: cколько раз Россия оказывалась на гребне мировой истории, сражалась и побеждала, преодолевала смуту и возрождалась, открывала новые земли и «покоряла пространство и время»… Пройти мимо этих феноменов не могли ни писатели, ни мыслители, ни художники. Нашим предкам довелось пройти через длинную череду войн. В русском словаре нет более важного слова, чем «победа». И не случайно в этой книге много батальных полотен – на все вкусы. Впрочем, где война, там и мир.
Что могут добавить художники к нашим представлениям о ключевых событиях русской истории? Cвоё – подчас, субъективное – видение исторических коллизий. Подтекст. Краски и полутона. Настроение и характеры, образное видение. Одним словом – душу. Они улавливают то, чего не могут передать ни фотографии, ни кинохроника – психологические нюансы, пафос, героику и даже иронию истории. Ведь их задача – не просто зафиксировать событие, но и осмыслить его. Нередко такие картины оставляют ощущение притягательной тайны.
Потребность не только рассказать о событиях прошлого, но и показать их, не только познать, но и увидеть в красках – органичная сторона нашего восприятия истории. Так было во все времена. Создавая фрески на стенах храмов, иконописцы обращались не только к библейским притчам, но и к сюжетам из русской истории. Войдя под церковные своды, любой прихожанин видел изображения легендарных русских князей, воинов и святителей, видел лики первых наших страстотерпцев – князей Бориса и Глеба. Так устанавливалась связь с прошлым, поддерживалась и обретала краски историческая память. В это издание вошли некоторые образцы русской иконописи. Можно вспомнить и московскую царь-книгу – летописный свод Ивана Грозного. Там слова неотделимы от рисунков, от сюжетных миниатюр, иллюстрирующих историческое повествование. Пожалуй, это был первый сборник русской исторической живописи.
Особое внимание авторы книги уделили двум сюжетам – истории первых русских святых, князей-мучеников Бориса и Глеба и «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Здесь православное видение мира пересекается с драматическими эпизодами нашей истории. О многом повествуют эти иконы – и о Крещении Руси, которое происходило не в одночасье, и об отношении к православной святости, и о трагедии братоубийственных междоусобных войн, и о силе веры… Авторы этого издания рассказали об этом не только со знанием дела, но и с необходимым тактом.
Эта книга продолжает многолетнюю традицию. С XIX века художники, историки, просветители не раз предпринимали попытки представить русскую историю в живописи. В те годы у нас появилось несколько уникальных книжных серий, в которых издатели объединили усилия лучших русских мастеров исторической живописи. Первым таким опытом был «Живописный Карамзин», издававшийся в 1836 – 1844 гг. – плод трудов издателя Андрея Прево и художника Бориса Чорикова. За ним последовали «Атлас картин по русской истории» под редакцией Сергея Князькова и «Русская история в картинах», которую выпускал могущественный Иван Сытин под редакцией известного историка и просветителя Сергея Моравского.
Авторы «Истории Отечества в русской живописи» пошли дальше предшественников. В издании журнала «Историк» впервые предпринята попытка показать художественную летопись нашей страны от легендарного путешествия апостола Андрея Первозванного по будущей Руси до событий сегодняшнего дня. Композиция книги выстроена по хронологии событий, к которым обращались художники. Так сложилась впечатляющая историческая панорама, которую веками создавали лучшие художники России.
Не затерялась в тени великих мастеров прошлого и современная живопись. В наше время «исторический» жанр снова – едва ли не самый востребованный в изобразительном искусстве. Многие картины рано ушедшего из жизни художника Павла Рыженко, созданные в ХХI веке, стали по-настоящему народными. Их репродукции издаются массовыми тиражами – наравне с классическими сюжетами Васнецова и Сурикова… Без них уже трудно представить современный учебник истории. Пристальное внимание к детали, глубокая душевная сосредоточенность, свойственная героям Рыженко – это стало новым словом в живописи.
Но не только прошлое вдохновляет живописцев ХХI века. Некоторые события последнего десятилетия заставили нас ощутить с новой силой, что мы живём в Истории. И современные художники обращаются к тем сюжетам «текущего дня», которые поднимают нас над обыденной рутиной – как благотворительный концерт Валерия Гергиева в Цхинвале после нападения грузинской армии на мирный город или разминирование Пальмиры, освобождённой от террористов. А завершает альбом картина, запечатлевшая строительство Крымского моста. Метафора прозрачная: ведь это мост в наше будущее. История продолжается…
Когда перелистываешь книгу – эти сюжеты воспринимаются как прямое продолжение сражений на Шипке или жертвенного подвига солдата Архипа Осипова. Художников завтрашнего дня будет интересовать и прошлое, и настоящее. Опираясь на традиции, она находят новые грани старых сюжетов.
Собранные в одном томе, все эти картины производят особенно мощное впечатление. Получается впечатляющая историческая панорама – век за веком. Перелистывая эту книгу, явственно ощущаешь ход времени, его мерное течение. Прослеживаются вечные ценности, закономерности истории, лейтмотивы. Будем надеяться, что этот свод исторической живописи найдёт читателей, которые не раз вернутся на его страницы, чтобы поразмышлять над образами русской истории.
У нас появилась новая яркая, глубокая просветительская книга. Подлинно семейное издание, в котором и отцы, и деды, и дети найдут для себя полезное и занимательное.