Эпоха через судьбу человека

  • Автор обзора: Людмила Семёнова

«Возлюбих благолепие дому Твоего…». Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
М.: Калужская епархия Русской Православной Церкви, 2024. — 208 с.: ил.


В конце 2024 года вышла новая книга председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента «Возлюбих благолепие дому Твоего…».

Владыка Климент является автором нескольких книг: «Православие в Русской Америке», «Вечные вопросы. Беседы о Боге, творении и человеке», «Действуй сегодня», «Вехи Великого Поста» и других. В марте 2025 года он был удостоен награды Союза писателей России — почетного Знака «За заслуги в литературе».

Новая книга митрополита Климента автобиографична. Автор начинает повествование с воспоминаний о детстве, юности, школьных годах, учебе в семинарии и академии, периоде пастырской деятельности в Америке и потом — в Калужской епархии. Но через судьбу отдельного человека читатель ощущает дух эпохи. Эпизоды биографии становятся иллюстрациями к ответам на сложные нравственные вопросы. Конкретные люди, соприкасающиеся в будничной жизни с автором, олицетворяют «героев» времени. Рассказ об общественном служении характеризует церковную жизнь большого временного отрезка, начиная с 90-х годов XX века и заканчивая сегодняшними проектами Издательского совета.
Митрополиту Клименту удалось через документальное повествование дать художественный образ эпохи. Условный «документальный стиль» изобилует забавными эпизодами, лирическими отступлениями, философскими размышлениями. И за всеми рассуждениями стоит камень-столп, на котором надо строить дом в современном мире — прибежище любви и добра. Муж благоразумный построил дом свой на камне (Мф. 7:24).

Книга «Возлюбих благолепие дому Твоего…» еще имеет педагогические задачи: показать, как вырастить достойного человека, привить ребенку нравственные основы и правильные духовные ориентиры на всю последующую жизнь.

В одной из начальных глав книги: «Мама — хранитель православной веры в семье» автор говорит, что мама в детстве им, детям, читала жития мучеников за христианскую веру первых веков. Потом плавно переходила к рассказам об исповедниках XX века. И у сыновей создавалось ощущение неизбывной традиции стояния за веру. Крепла собственная решимость на духовный подвиг. Духовник семьи Капалиных архимандрит Тихон (Агриков) в беседах с отроком Германом напутствовал: «Что бы ни было, а Бога даже на уроках не забывай».

А вот как происходило воспитание «честности» в подрастающем человеке. Это качество укреплялась вместе с уверенностью, что Бог «Всевидящий и Вездесущий».
«Дома в переднем углу были иконы, перед которыми всегда теплилась лампада. Она горела все время, и когда мы ложились спать и выключали свет, она мягко освещала всю комнату, ее сияние достигало самых дальних уголков. А я лежал и думал: от Господа никто здесь не спрячется, Ему все видно, и Он охраняет меня».

Отец Германа и его троих братьев, будучи сыном «врага народа» пошел работать в 18 лет на авиазавод, чтобы обеспечить семью, стать опорой для матери. Ему выделили землю под строительство дома. Отец гордился этой землей. Только через много лет автор, митрополит Климент, осознал, на чем зиждилось это чувство. Земля подразумевает ответственность. За ней надо ухаживать, сельскохозяйственные работы приучают детей к трудолюбию. Это на бытовом уровне. А еще земля-матушка впитала пот и кровь русского человека, она страдалица и сопричастница героических подвигов лучших представителей нашего народа.

В рассказах о матери и об отце чувствуется столько неподдельной сыновней любви и благодарности, что соблюдение заповеди здесь исполнено в полной мере. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15:4).

Доверительности тексту добавляют иронические моменты повествования.

Мальчик Герман решает догнать родных по пути в Троице-Сергиеву Лавру. В электричке к нему подходит милиционер с вопросом, куда он едет. «Если скажу, что еду в Загорск к бабушке, меня могут забрать в детскую комнату милиции, потому что “к бабушке” значит “в монастырь”… Тут мне в голову пришла мысль, и я сказал: “К теще”, хотя значения этого слова не знал. Милиционер улыбнулся и ушел», — так описывает этот случай автор.

Или другой эпизод. Когда директор школы стыдит мальчика за то, что его старший брат поступил в Академию. А сам имеет в виду — Тимирязевскую, потому что не знает, что существуют еще и духовные академии. Тем самым, начальствующий дилетант выставляет себя посмешищем перед учениками.

Тонкие и сердечные, почти пушкинские «сердца заметы» о духовно близких людях дает автор на страницах книги. К архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь в молодые свои годы автор ездил несколько раз. Вот как говорит митрополит Климент о старце: «…молитва у него была особенная: когда он ее произносил, то чувствовалось, как будто говорил с Богом. Всех людей принимал с любовью, хотя эти люди, даже из собратий, причиняли ему много жизненных сложностей».
Жизненное кредо самого автора — «встречаясь с людьми, выделять у них только хорошие качества и стремиться развить их в себе».

Мудрые наставления есть в книге об устроении монашеской жизни и о сути самого монашества.

Автор подробно рассказывает об «американском периоде» своей жизни. При том, что владыка Климент, на тот момент епископ Серпуховской, был вовлечен в активную и деятельную жизнь: участвовал в открытии новых приходов, проводил различные мероприятия, работал в архивах, собирал материалы по истории Православия в Америке, — он испытывал духовный голод. Потому что тосковал по Родине, познав на себе, что в Америке «не та глубина веры. В России вера выстраданная».

Книга митрополита Калужского и Боровского Климента «Возлюбив благолепие дому Твоего…» через историю «одной православной семьи» глубоко освещает советский период церковной истории, вместе с тем раскрывает и деятельность Церкви современного периода. Благодаря выстраданному опыту даются правильные духовные установки. А конкретные пережитые жизненные события «оживляют» книгу, помогают воспринять опыт духовно зрелого человека.

Журнал «Православное книжное обозрение»