«Ермаково поле» — природный парк и полюс смыслового притяжения

  • Автор обзора: Оксана Ралкова

Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые: книга-альбом. А.Г. Елфимов; ред.сост. Н.А. Ягодинцева.
Тобольск: Издательский отдел ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2020. - 304 с.


Культура сегодня, являясь фронтом битвы за человека, представляется продолжением естественной природной среды, выстроенной из человеческих смыслов — связей с окружающим миром. Прерывание этих связей, вытесняющее индивидуальное сознание из оболочки культуры, столь же губительно как загрязнение воздуха и воды, оскудение почвы. В этих условиях острую насущность приобретает не только сохранение жизнесберегающих смысловых каналов в привычных формах исторических трудов, произведениях литературы, живописи, музыки, но и создание неких объёмных объектов, пребывание в которых погружало бы зрителя в заданную среду смыслов, путём свободного воздействия на максимальный спектр каналов восприятия. Природно-историко-культурный парк «Ермаково поле» в Тобольске как раз является таким многогранным и многослойным объектом.

В марте 2020 года, словно в противовес очередной деструктивной волне инфошума, на этот раз «ковидной» тематики, природный парк обзавёлся великолепным путеводителем — книгой-альбомом «Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые», где собраны основные сведения о создании и развитии парка за 26 лет его существования, от идеи до планов на будущее. Редактором-составителем издания выступила известный поэт, культуролог, секретарь Союза писателей России, профессор Нина Александровна Ягодинцева. Здесь ботанические, культурологические, архитектурные взгляды соседствуя с организационно-хозяйственными интерпретациями парка, позволяют посмотреть на него с разных ракурсов. Чудесные фотографии, сделанные создателем парка, меценатом, руководителем общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Григорьевичем Елфимовым облегчают процесс погружения в атмосферу места, но, конечно, не дают целостного представления, а лишь подогревают интерес к личному посещению «Ермакова поля».

Одной из характерных черт тотальной манипуляции сознанием является атомизация смыслов, выражающаяся в прерывании связей между вещами и процессами, а также в стирании культурных, национальных, языковых границ. В самом названии природного парка «Ермаково поле», проступает его собирающая семантическая многослойность. С одной стороны, «поле» — это природное пространство, ограниченное человеческим участием, обрабатываемый участок земли. В данном физическом прочтении «Ермаково поле» — окультуренный природный парк на высоком берегу Иртыша, с которого открывается величественный вид на сибирскую реку. С другой стороны, «полем» называют силовые линии, собирающиеся вокруг некоего источника и таким центром притяжения, смысловым «магнитом» этого места является личность Ермака — казачьего атамана, одержавшего победу над ставленником Османской империи Кучумом у Чувашского мыса Иртыша, где произошла решающая битва, позволившая России хлынуть за Урал и растечься до Океана.

Семантическое мерцание присуще и происхождению имени покорителя Сибири. Ведь, по одной версии, «Ермак — Еремей, Ерёма» восходит к древнееврейскому «Иеремия» — «возвышенный Богом». По другой - «Ермак» — русифицированная форма тюркского имени «Ирмак, Ермек», широко распространённого у казахов, татар, башкир, что означает «услаждающий». Так или иначе, именно в лаконично концентрированной народной интерпретации это имя стало и национальным культурным кодом: символом мужества, способного совершить невозможное. Метафизическая идея этой выдающейся исторической личности точно схвачена молодым скульптором Константином Кубышкиным и выражена в памятнике «Ермаку», открывающей природную экспозицию парка. Фигура атамана передана в вихревом движении, не просто в механическом повороте тела, но в метафизическом разворачивании, символизирующем раскрытие пассионарности этого человека, выразившейся в приращении России территории вдвое большей, чем площадь Римской империи времён её расцвета!

Дизайн книги-путеводителя, выполненный известным художником В.Е. Валериусом также многослоен, как и сам парк. Долго держишь её в руках, чтобы разгадать тактильный код переплёта, который гармонирует с цветовым решением, а главное с её подзаголовком: «Сибирской славы корни вековые». Переплёт наощупь действительно напоминает древесный корень. Преобладание тёмно-зелёного и наличие тёмно-коричневого цветов также усиливает отсылку к почве, корням. Присутствие золотого и багряного символизирует божественное и царственное в смысловом поле содержания книги. На обложке изображена скульптура ангела, установленного на «Ермаковом поле» у самого склона Иртыша. Ведь, Семён Ульянович Ремезов — русский энциклопедист Сибири, картограф, историк, писатель в одном из сочинений называет Тобольск «ангелом Сибири».

Особенность подхода С. У. Ремезова к изучению Сибири заключается в том, что в работе «Уподобление Сибирские страны» (1697-1698 гг.) он ставит перед собой задачу не столько геофизического её описания, но прибегает к метафизическому осмыслению — постижению новой для русского сознания территории «не точию лицем и подобием, но и внутреннею, еже длина и ширина и округлость вся». То есть пытается не просто поместить новую землю в деловые бумаги для формального управления, но старается пропустить Сибирь через сердце и душу, вот почему он называет свой труд не «описание», как это делали его предшественники, а «уподобление». Выражаясь современным языком, Семён Ульянович стремится создать «метафору» Сибири, её цельный художественный образ, способный существовать не только на бумаге, но и жить в сознании людей. Возможно, это и есть самое плодотворное освоение территории, наиболее продуктивный и перспективный способ её вживления в «русскую Ойкумену».

Также на переплёте книги-альбома «Ермаково поле» изображено множество концентрических растительных орнаментов, подобных круговым веерам из листьев, что считывается как напоминание о том, что парк — это ещё и уникальный в пределах Сибири ботанический оазис. Ведь, сама природа Тобольска — своеобразная растительная аномалия, здесь проходит северная и восточная граница ореола произрастания многих видов флоры. Например, европейская липа, хорошо приживающаяся на территории Русской равнины и на отчасти на Урале, дальше на восток от тобольской земли в естественных условиях не произрастает. С этим деревом связан отдельный раздел путеводителя, а в парке заложена именная липовая роща, насчитывающая сейчас около 200 саженцев, первый из которых посадил писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин в 2002 году. Примечательно также, что на крохотной территории в 27 гектар, занимаемой «Ермаковым полем» произрастает 437 видов и подвидов растений, среди них 19 уникальны для Тюменской области и Сибири.

С тобольской землёй наряду с Ермаком и Ремезовым связаны имена многих великих людей, среди них всемирно известный учёный Дмитрий Иванович Менделеев, композитор Александр Александрович Алябьев, художник Василий Иванович Суриков, которым на территории парка не просто установлены, а гармонично вживлены в естественную среду удивительные памятники. Имя ещё одного выдающегося человека — путешественника, священника, художника, писателя Фёдора Филипповича Конюхова, внесённое в «Энциклопедию человечества», также планируется особенно подчеркнуть в ансамбле «Ермакова поля».

Архитектурный ансамбль парка пополнится музеем лауреатов премии им. Ф. Конюхова. Премия присуждается выдающимся современникам — писателям, учёным, исследователям, художникам, педагогам, спортсменам, меценатам и носит имя путешественника, потому что он совершает, казалось бы, невозможное, устанавливая один рекорд за другим, и является ярким примером того, сколько может сделать за свою жизнь человек, умеющий реализовать себя в разных ипостасях. Премия им. Ф. Конюхова вручалась 5 раз. Среди её лауреатов писатель Александр Андреевич Проханов, историк, социолог, политолог Андрей Ильич Фурсов, космонавт Юрий Михайлович Батурин, лётчик-испытатель Магомед Омарович Толбоев, художник-медальер Александр Васильевич Бакланов, легендарный биатлонист Александр Иванович Тихонов, учёный, педагог, общественный деятель Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова), поэт, экономист, политический деятель Дмитрий Александрович Мизгулин, меценат, политический деятель Юрий Константинович Шафраник.

Природные и культурные смыслы парка удалось гармонично и естественно соотнести друг с другом так, что когда перелистываешь страницы путеводителя удивляешься вновь открываемым точкам, пунктам «Ермакова поля» и подобно нашим далёким предкам, читавшим природу как открытую книгу, поражаешься неожиданной переплетённости судеб, далеко отстоящих друг от друга во времени и пространстве людей и событий. В этом переплетении угадывается метафизическая идея всеобщей связи, неразрывности отношений между природой, культурой, историей, судьбами и отдельными личностями, идеи о том, что у всего, гармонично вписанного в Мироздание, гораздо больше общих черт, нежели отличий и в период глобальной перегруппировки сил это мощное ощущение, яркое осознание сопричастности всему живому может стать надёжной опорой для выстраивания нового миропорядка по счастливому сценарию.

Фото на заставке - Твиттер