Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Если на сердце нет радости и покоя

  • Автор обзора: СОЮЗ

Если на сердце нет радости и покоя. Мысли и наставления старца Фаддея Витовницкого


14 апреля 2003 года отошел ко Господу «самый просветленный монах в Сербии», архимандрит Фаддей Витовницкий. Это был один из самых духоносных старцев 20 века, которого даровал Господь многострадальной Сербской Церкви и ее народу как Небесную помощь и утешение. В монастырь Витовница, настоятелем которого был старец, стекались многочисленные паломники, и несли ему свои сомнения, страдания и боль. Батюшка же, тихий и кроткий, наставлял всех простыми словами, своим благодатно-радостным ликом, своим внутренним покоем, который он излучал. Нередко старец говорил о том, что наша жизнь зависит от наших мыслей, и если мысли наши безрадостны, то безрадостна и наша жизнь. Именно об этом напоминает нам книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Дмитрия Харченко и называется – «Если на сердце нет радости и покоя. Мысли и наставления старца Фаддея Витовницкого». ***


Эта книга представляет собой сборник изречений, советов и наставлений монаха-серба, бывшего до 2003 года игуменом небольшого монастыря Витовница, расположенного близ городка Кучево на реке Млаве. Со страниц книги старец вновь и вновь напоминает нам о цели нашей жизни, о покаянии, о молитве, о внутреннем мире, о смирении, о радости в Духе Святом и о других важных моментах духовного возрастания. Поэтому его советы и наставления адресованы всем, кто хочет больше узнать о духовной жизни и укрепиться в трудные минуты.

О своем пути к Богу и монашеской жизни старец рассказывает следующее: «В молодые годы, когда мне было 15 –16 лет, я сильно простудился. Заболел воспалением легких и должен был лечь в больницу. Прошло три с половиной месяца лечения, а состояние мое не улучшилось. Я всегда был вегетарианцем, вообще не мог есть ни мяса, ни жареной пищи, и даже молока и яиц, поэтому воспаление легких было для меня очень тяжелой болезнью. Собрался консилиум врачей, чтобы исследовать мою болезнь. После совета решено было прописать мне особую процедуру – принятие пневматорокса. При этом легкое наполняется кислородом, смешанным с различными лекарствами. От тех, кто проходил эту процедуру, я слышал, что она очень тяжелая, даже те, кто были физически крепче меня, плохо ее переносили.

Тогда я сказал врачам: «Если у вас есть какое-нибудь другое средство – хорошо, а если нет, на эту процедуру я не согласен». Они рассердились на меня: Ты будешь учить нас, как надо тебя лечить! Завтра же пойдешь в антитуберкулезное отделение и примешь первую процедуру. «Хорошо, – подумал я про себя, – вряд ли вы меня завтра увидите». Спрашиваю: «Сколько я смогу прожить без этого лечения?» Одна врач мне отвечает: Если послушаешься нашего совета, может быть, и выздоровеешь, а если не послушаешься, самое большое проживешь пять лет». «Значит, – думаю,– они не уверены в моем выздоровлении с помощью терапии». Примирился я со своим положением и решил эти пять лет послужить Богу. Но родители мои не были согласны с этим. Моя внутренняя решимость не давала мне покоя, и я ушел в монастырь Горняк, против воли родителей.

Я пришел туда вечером, как раз, когда игумен выходил из церкви после вечерней службы. Он меня принял, и я рассказал ему о своем решении посвятить свою жизнь служении Богу и объяснил, как я представляю себе монашескую жизнь. С нами был еще один русский монах. Не помню, что еще я рассказывал игумену, только на следующий вижу, что этот монах несет в церковь просфору, вино и воду, он вошел в церковь, и я за ним. Он отнес вино, воду и просфору в алтарь, а я остался у престольной иконы. Выйдя из алтаря, он сказал мне: «Вечером я слышал твой разговор с игуменом. Нигде в наших монастырях ты не найдешь такой жизни, которую себе представляешь. Такое устроение есть только у русских в монастыре Мильково. Там собрались русские, которые ушли с Валаама». «Тебе нужно идти туда, – говорит мне монах, – только там ты найдешь то, что ищет твоя душа». «Захотят ли они принять меня?» – спрашиваю я. «Захотят». Так я пошел в монастырь Мильково». И остался там.

Примером святого человека для юно­го послушника стал настоятель мо­настыря, архимандрит Амвросий (Курганов), духовное чадо преподобного Амв­росия Оптинского. Старец Фаддей рассказывал о нем позднее: «Архимандрит Амвросий был человек святой жизни. Во время рево­люции ему прострелили грудь, постра­дало легкое. Незалеченная рана вы­звала туберкулез, и он упокоился еще совсем молодым человеком. От него исходила необыкновенная любовь, невероятная, ничем не омраченная. От старцев Оптиной пустыни он вос­принял самое лучшее — любовь. Он отдал свою жизнь этой всеохватной любви. Он был просто непостижим, пленял своей любовью всякого, с кем был в дружбе или даже просто разго­варивал. Ни разу не рассердился ни на одного монаха или послушника, ни од­ного слова не сказал наперекор. Тер­пел много, но все прощал. Все заботы и проблемы возлагал на Господа и Ему одному жаловался. Он стремился сво­им примером воодушевить братию, и многие восприняли от него дар этой всеохватной и бесстрастной любви. Я сам почувствовал ту невыразимую любовь, которой он обладал и которую он передал братии как высочайшее наследство».

После смерти духовника, отца Амвросия Мильковского, юноша перешел в монастырь Горняк, где 10 марта 1935 года принял монашеский постриг с именем Фаддей. 14 июля того же года его рукоположили в сан иеродиакона, а 3 февраля 1938 года – в сан иеромонаха. На протяжении более 10 лет отца Фаддея переводили на послушания в разные монастыри, а в 1949 году он был направлен наместником в Печскую Патриархию. До 1962 года старец опять нес служение в разных епархиях, после чего, на основании прошения, его перевели настоятелем монастыря Витовница. Сюда, со временем стало стекаться множество народа. Люди ехали в монастырь, чтобы разрешить свои проблемы, найти ответы на важные вопросы. Ехали за советом, за поддержкой, надеясь найти здесь мирное и радостное расположение души. Всех их участливо принимал добрый дедушка, проницательный старец, строгий духовник, внимательный и отзывчивый человек – отец Фаддей. Или как его еще звали – «отец Тадэ».

Для всех у старца находились и время, и силы, и любовь. И очень часто он говорил о любви, радости и мире. «Настоящую и полную радость, - отмечал отец Фаддей, - получают только те люди, в которых пребывает Бог». «Любовь, радость и мир, - говорил он, – божественные дары, божественные свойства. Они по отдельности могут творить чудеса. Любовь соединяет все воедино. Мир также светится в человеке, дает тишину, радость, снимает тяготы с человеческой души: как придет какая-нибудь радостная душа к несчастному человеку и начинает говорить ему такие благостные, тихие речи и тут же, как будто в его душе развеялось ненастье. Итак, по отдельности любовь, мир и радость творят чудеса, а взятые в единстве могут властвовать над всем. Когда они соединяются и укрепляются в сердце человека, куда бы он ни направил свои мысли, везде будет являться мир, потому что мир струится из его души». «Мир и радость – самое большое богатство и этого, и того света». Будем помнить эти наставления архимандрита Фаддея, особенно тогда, когда в нашем сердце нет радости и покоя.


*** «Иногда ничего не надо говорить. Если мы находимся в присутствии смиренного, кроткого, полного любви и доброты человека, мы чувствуем тепло, как будто с холода пришли к огню, который светит и согревает нас. Вот видите, что значат добрые мысли, добрые желания, полные добра и любви», - говорил отец Фаддей. Он и сам был таким. И к нему такому светлому и радостному шли духовно озябшие верные чада Церкви, чтобы согреться теплом, исходящим от него. А книги старца Фаддея Витовницкого вот уже на протяжении многих лет становятся настольными для православных христиан. Ведь в настоящее время так не хватает нам любви и радости, что изливал на всех, приходящих к нему, «самый просветленный монах в Сербии». Этой любовью, радостью и миром дышат также и наставления старца, собранные на страницах этого издания. Дорогие друзья, наша программа подошла к концу. Новинки ...


СОЮЗ

Теги: