Евангельские беседы на каждый день

  • Автор обзора: Телеканал Союз

8.png

Святые отцы заповедали каждый день укреплять душу духовной пищей, молитвой и чтением Священного Писания. Вера, которая не питается и не укрепляется словом Божиим, оскудевает и исчезает. Кроме того, мы должны стараться, по учению святителя Игнатия Брянчанинова, «чтоб Евангелие усвоилось» нашему «уму и сердцу, чтоб ум», «так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность» наша «удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия». Однако, как предостерегает нас святитель, мы не должны сами толковать Его. «Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов», к творениям которых мы и должны обращаться при чтении Священного Писания. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию толкование на Евангелие, которое вышло в свет в Издательстве «Правило веры» в книге – «Евангельские беседы на каждый день». Об этой книге рассказал Телеканал "Союз".


Книга «Евангельские беседы на каждый день» представляет собой толкование на Евангелие, составленное по творениям разных святых отцов и учителей Церкви: святителей Иоанна Златоустого, Феофана Затворника, Филарета Московского, Иннокентия Херсонского, блаженного Феофилакта Болгарского и других святых отцов. Кроме того, это издание содержит подробные исторические комментарии о быте, законах и обычаях современников земной жизни Спасителя. Толкования расположены по ежедневным Евангельским чтениям (церковным зачалам). Книга будет интересна всем православным христианам: и мирянам — для чтения дома, в семье; и священнослужителям — для про­изнесения проповедей; и учащимся церковных учебных заведений.

Итак, откроем это издание и обратимся к толкованию того Евангельского чтения, которое читалось в храмах на Божествен­ной литургии в прошедшее воскресение. Все, кто был на богослужении, слышали повествование о волную­щемся море, о ветре противном, о корабле, покры­вавшемся волнами, об утопавшем Петре и об учениках, испугавшихся и возопивших от страха. Подробнее об этом событии в книге говорится следующее: «Однажды ночью ученики Христовы, переплывая в лодке через Геннисаретское озеро, были застигнуты бурей. Иисуса не было с ними, и так как сильным ветром лодку било волнами и кидало в разные сторо­ны, то естественно, что ученики сильно испугались. И вот, в четвертую стражу ночи видят они, что по волнам идет к ним какой-то человек. Вид человека, в темноте ночи идущего по бурным, разъяренным вол­нам, навел на учеников страх.

Они не узнали своего Учителя и приняли Его за призрак. Иисус Христос заговорил с учениками, и они, услышав Его голос, сразу оставили страх и сде­лались смелее; Петр, как самый ревностный, в по­рыве любви к Господу решился даже идти к Нему навстречу по волнам, но, видя сильное волнение, испу­гался и стал тонуть, так что Иисус должен был под­держать его. По мановению Господа ветер стих, вол­нение прекратилось, и ученики спокойно продолжали свой путь на другой берег Геннисаретского озера. Послушаем, - говорит составитель книги, - какое толкование этому евангельско­му повествованию дает святитель Димитрий Ростов­ский. Морем является сей мир, корабль — это Цер­ковь Христова или все христианское Отечество.

В частности же, - как отмечает святитель, - кораблем является всякий человек в мире. Жизнь наша есть плавание в море мира, пловцы в общем корабле Церкви и царства — это люди верую­щие, великие и малые, сановитые и простонародные. Ветры противные, бури, волны — это многоразлич­ные и многообразные бедствия в мире, которыми то море волнуется, смущается, сотрясается и многих погубляет: одних потопляет, других держит около по­топления, третьих — в смущении и страхе великом, иных же доводит до отчаяния. В настоящее время, как мы сами ясно видим, в особенности восстали и восстают по Божиему попущению многие волны на корабль Церкви Христовой, он покрывается волнами и ослабевает в своих силах.

Волны морские, потопляющие корабль, - это гре­хи каждого человека. Со всех сторон окружая его и вовлекая в преступление своим соблазнительным ви­дом, грехи постепенно топят человека. Нужно мно­го духовных сил, чтобы сам человек мог освободить­ся от волнения греховного и не потонуть, и таких сил у людей обыкновенно не оказывается. Необходима Божественная, благодатная помощь, нужна рука Гос­подня, которая поддержала бы погибающего в пучи­не греховной. Господь спас апостола Петра, обратив­шегося к Нему с воплем: «Спаси меня!» Не откажет Он и нам, - заключает святой отец, - прострет десницу помощи, услышав из глубины верующих сердец наших искреннее обраще­ние: «Господи! спаси нас, погибаем!»»

Вот так объясняет святитель Димитрий Ростовский Евангельское чтение, положенное в Неделю 9-я по Пятидесятнице. Думаю, что всё, сказанное святым отцом, станет предметом полезного размышления не только на один воскресный день, но и в последующие дни. Ведь, пока мы будем жить на земле, мы будем всегда пребывать среди этого бурного моря, о котором говорит святитель. И чтобы не пропасть в пучине наших страстей, нам нужно постоянно обращаться к Господу. А то, что Господь любит и заботится о нас, об этом свидетельствует все Священное Писание и Священное Предание. Однако, если кто-то не радит о спасении своем, а живет благочестиво только напоказ, чтоб быть в чести среди людей, тому нужно послушать сегодняшнее Евангельское чтение. И услышит он притчу, которую Господь Иисус произносит в последние дни Своей земной жизни. Она направлена против фарисеев, и сообщает «о том, как один из сыновей на словах обещался отцу своему идти в виноградник на работу, а на деле не пошел, а другой отказался на словах, а в действительности пошел». А толкование этой притчи мы также найдем на страницах этой книги.

evangelskie-besedy-na-kazhdyj-den-goda-po-cerkovnym-zachalam-80772-433492.jpg

Итак, «У одного человека было два сына...» Под человеком, по учению святых отцов, разумеется, как видно из смысла притчи, Бог; под первым сыном — мытари и блудницы, то есть, вообще, люди грешные; под вторым сыном — фарисеи, книжники и, вообще, считавшие себя праведными. Под виноградником разумеется Церковь Божия. Работа в винограднике означает труды благочестия в Церкви Божией, исполнение воли Божией, заповедей, добродетелей, - вообще, жизнь добрую, благочестивую. На приказание отца идти в виноградник один сын сказал: Не хочу; это — образ грешников, которые не исполняли требований, выраженных в законе и у пророков, после же, раскаявшись (в частности, после проповеди и крещения Предтечи), мытари и блудницы и, вообще, все грешники стали исполнять волю Божию.

Другой сын изъявил готовность идти в виноградник, но не пошел — это фарисеи и книжники и, вообще, мнимые праведники, которые внешне подчинялись Божественным постановлениям, заповедям и законам, любили делать все напоказ и рассказывать другим о своих подвигах благочестия, но на самом деле они не имели истинного покаяния, без которого нельзя оправдаться, и даже явились противниками Царства Божия. Эта притча содержит в себе пророчество об отвержении Богом возлюбленного прежде народа Своего, Израиля, и о призвании в новозаветную Христову Церковь язычников. Под неверовавшими, а затем обратившимися к исполнению воли Божией разумеемся мы, члены христианской Церкви. Как высоко поставил нас Господь Бог и возлюбил более, чем народ Свой, Израиля! Как же мы должны дорожить своим положением и всей своей жизнью и делами стараться оправдать Божию к нам благодать, любовь и милосердие!..». Об этом напоминают нам святые отцы, толкования которых собраны на страницах этой книги.

***

Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Постоянное духовное песнопение и чтение Писания — это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания — для души голод и пагуба». Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, Евангелие – это «книга, которая решит нашу вечную участь. По ней мы будем судимы, и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни». Поэтому, нет ничего важнее для нас, чем правильно понимать Евангелие. А для этого нужно тщательно изучать его, читая толкования святых отцов и учителей Церкви. Этому доброделанию, в частности послужит и настоящая книга.


Программа "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: