Гефсиманское моление Елизаветы Фёдоровны
- Автор обзора: Телеканал Союз
В 1925 году, в день памяти прпмц. Елизаветы Феодоровны, архиепископ Анастасий (Грибановский) произнес слово, посвященное светлой памяти Великой княгини. В частности, он отметил: «Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар Неба, каким явилась для своего времени Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик княгини отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного высокого достоинства, выделявшего ее из окружающей среды». Великая княгиня Елизавета Федоровна сегодня почитается русским церковным народом как одна из величайших и любимых подвижниц. Ее прекрасная светлая личность привлекает все большее внимание наших современников, в том числе писателей, которые, прочитав ее житие и письма, берутся за перо, чтоб посвятить полюбившейся святой свое произведение. Одно из них мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
Итак, сегодня наш рассказ о документальной повести писательницы Наталии Романовой-Сегень - «Гефсиманский сад: Книга о преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне и алапаевских мучениках». Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и рассказывает о крестном пути алапаевских мучеников, злодейски убитых большевиками в ночь на 18 июля 1918 года близ уральского города Алапаевска. Но, как отмечают издатели, прежде всего книга эта о прекрасной и трагической жизни основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича (убитого террористом в 1905 году).
«Это чудная, святая женщина она… достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!» — так говорила о Елизавете Федоровне греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра великого князя Сергея Александровича. А Великий князь Константин Константинович Романов (его поэтический псевдоним К. Р.) посвятил великой княгине Елизавете Федоровне стихи:
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как Ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Елизавета Фёдоровна была арестована в третий день Святой Пасхи 13 апреля 1918 года. Сначала арестованные и пожелавшие следовать вместе с Елисаветой Фёдоровной лица недолго пробыли в Перми, затем были доставлены в Екатеринбург, где в то время находилась царская семья. Несмотря на все просьбы Елизаветы Фёдоровны о свидании, в нём ей было отказано. Вскоре будущих новомучеников перевезли в шахтёрский городок Алапаевск, где узников разместили в здании Напольной школы. Вместе с Елизаветой Фёдоровной находились преданная ей сестра обители инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей и Фёдор Ремез. По словам протоиерея Владимира Чугунова, основное повествование в книге «Гефсиманский сад» развивается как раз в Алапаевске, вся канва жизни Елизаветы Фёдоровны показана в виде ретроспекций». Пребывая в заключении, Великая княгиня вспоминает всю свою жизнь, свидетелем которой и станет читатель этой повести.
Так, своё повествование Наталья Романова начинает с яркого и очень трогательного эпизода, произошедшего в одном из приютов. Перед визитом Елизаветы Фёдоровны малолетних девочек усердно наставляли: «Говорите: «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Запомнили? «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Не перепутайте! – наставляла начальница приюта своих маленьких воспитанниц – девочек от 5 до 7 лет. Те покорно кивали. «Здравствуйте… Ваше высочество… И целуйте ручки», – повторяла про себя каждая из девочек по нескольку раз. Сейчас-то они запомнили, а вот бы завтра от волнения не перепутать, что за чем. Здравствуйте, Ваше высочество, и целуйте ручки. Здравствуйте, Ваше высочество, и целуйте ручки.
Когда на следующий день приехала Елизавета Фёдоровна, «работницы приюта замерли в глубоком поклоне. Начальница, склоняясь, тихо скомандовала: «Девочки, хором!» «Здравствуйте, Ваше высочество!» – дружно и громко выговорили воспитанницы. – «И целуйте ручки!» – 20 детских рук выросли навстречу Елизавете Федоровне – у кого левая, у кого правая. Было видно, что взрослые опешили. Да и сама высокая гостья замешкалась в растерянности. Но не долго. Улыбнулась ласково, подошла к первой девочке в ряду и поцеловала ей крохотную ручку». А потом, к всеобщему удивлению, Матушка поцеловала все до одной. «Она целовала их так, - пишет автор, - словно то были не ручки пятилетних пигалиц, а знатных господ. И при этом так ласково, так нежно, будто каждая из девочек была ее собственной дочерью. Она приникала к детским рукам так, как может только мать, истинно и трепетно любя свое чадо».
Находясь в Алапаевске под строжайшим наблюдением злых охранников, матушка, непрестанно молилась, во всем уповала на Господа. И ни за что на свете не хотела оставлять многострадальную Россию, которая стала для нее Родиной. И когда ей князь Сергей Михайлович предложил бежать, она сказала, что никуда не уедет отсюда. На вопрос, почему, Елизавета Феодоровна сказала, что здесь ее Гефсиманский сад. «Сад, в котором остался Христос, приняв добровольную жертву. Сад, в котором остался ее муж, желая пройти путь, уготованный ему Господом. Сад, который не покинет она из-за любви к Христу, мужу, сестрам». Так думала святая Елисавета, зная, что ждет ее впереди. Поэтому и название книги Натальи Романовой - не случайное. По словам По словам протоиерея Владимира Чугунова, «о своём "Гефсиманском саде" Елизавета Фёдоровна заговорила вскоре после ареста и пожелала взойти на российскую Голгофу вместе со своим страдающим народом, решительно отказавшись от возможности покинуть Россию.
Как отмечает отец Владимир, «в Священном Писании упоминается наивысшее молитвенное напряжение Христа, когда капли пота были подобны каплям крови. Суть моления - просьба к Отцу, если возможно, пронести чашу страданий мимо, но с непременным добавлением, "впрочем, не Моя, а Твоя воля да будет" (Лук. 22.42). А в Евангелии от Иоанна мы видим, как Спаситель заботится - об учениках и их последователях. Основной смысл молитвы - о сохранении единства. В этом полагается залог спасения, крепости и благополучия. Многократные повторения Христом вслух для учеников слов о единстве говорят о том, что Он уже тогда знал и скорбел о несохранении и попрании единства, что "меч и разделение", о которых ранее упоминал Он, возьмут верх в грешных человеческих сердцах. Этою скорбью пронизаны все слова молитв Его.
Гефсиманское моление Елизаветы Фёдоровны - тоже о заблудших детях России. Она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и её детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребёнок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет». Но, как отмечала матушка, «…Полностью разрушена Великая Россия, безстрашная и безукоризненная. Но Святая Россия и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», существуют, и существуют более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и не сомневается ни на мгновение, увидят «внутреннее солнце», которое освещает тьму во время грохочущей бури. …И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными».
***
В ночь на 18 июля 1918 года, когда Церковь праздновала память Преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были заживо сброшены в шахту Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, её верная спутница инокиня Варвара Яковлева и Великие Князья и врач Федор Ремез. Спустя три месяца их останки были извлечены из заброшенной Алапаевской шахты, обмыты и положены во гробы. Затем останки Великой Княгини и её верной келейницы были перевезены на Святую землю. Тем самым исполнилась заветная мечта прпмц. Елисаветы — её мощи оказались в Иерусалимском храме Марии Магдалины, на освящении которого она несколько лет назад присутствовала. Святая Елизавета показала нам пример истинной любви к Богу и ближним, непоколебимой веры и умения стойко преодолевать тяжелые искушения. Сегодня мужеству и самообладанию у нее могут поучиться многие испытанные Христовы воины.