Гефсиманское моление Елизаветы Фёдоровны

  • Автор обзора: Телеканал Союз

xChto_chitat_Romanova.jpg.pagespeed.ic.7PqXMTBhK2.jpg

В 1925 году, в день памяти прпмц. Елизаветы Феодоровны, архиепископ Анастасий (Грибановский) произнес слово, посвященное светлой памяти Великой княгини. В частности, он отметил: «Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар Неба, каким явилась для своего времени Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Это было редкое сочетание возвышенного христианского настрое­ния, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик княгини отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного высокого до­стоинства, выделявшего ее из окружающей среды». Великая княгиня Елизавета Федоровна сегодня почитается русским церковным народом как одна из величайших и любимых подвижниц. Ее прекрасная светлая личность привлекает все большее внимание наших современников, в том числе писателей, которые, прочитав ее житие и письма, берутся за перо, чтоб посвятить полюбившейся святой свое произведение. Одно из них мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.


Итак, сегодня наш рассказ о документальной повести писательницы Наталии Романовой-Сегень - «Гефсиманский сад: Книга о преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне и алапаевских мучениках». Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и рассказывает о крестном пути алапаевских мучеников, злодейски убитых большевиками в ночь на 18 июля 1918 года близ уральского города Алапаевска. Но, как отмечают издатели, прежде всего книга эта о прекрасной и трагической жизни основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича (убитого террористом в 1905 году).

«Это чудная, святая женщина она… достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!» — так говорила о Елизавете Федоровне греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра великого князя Сергея Александровича. А Великий князь Константин Константинович Романов (его поэтический псевдоним К. Р.) посвятил великой княгине Елизавете Федоровне стихи:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как Ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

Елизавета Фёдоровна была арестована в третий день Святой Пасхи 13 апреля 1918 года. Сначала арестованные и пожелавшие следовать вместе с Елисаветой Фёдоровной лица недолго пробыли в Перми, затем были доставлены в Екатеринбург, где в то время находилась царская семья. Несмотря на все просьбы Елизаветы Фёдоровны о свидании, в нём ей было отказано. Вскоре будущих новомучеников перевезли в шахтёрский городок Алапаевск, где уз­ников разместили в здании Напольной школы. Вместе с Елизаветой Фёдоров­ной находились преданная ей сестра обители инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей и Фёдор Ремез. По словам протоиерея Владимира Чугунова, основное повествование в книге «Гефсиманский сад» развивается как раз в Алапаевске, вся канва жизни Елизаветы Фёдоровны показана в виде ретроспекций». Пребывая в заключении, Великая княгиня вспоминает всю свою жизнь, свидетелем которой и станет читатель этой повести.

Так, своё повествование Наталья Романова начинает с яркого и очень трогатель­ного эпизода, произошедшего в одном из приютов. Перед визитом Елизаветы Фёдоровны малолетних девочек усердно наставляли: «Говорите: «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Запомнили? «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Не перепутайте! – наставляла начальница приюта своих маленьких воспитанниц – девочек от 5 до 7 лет. Те покорно кивали. «Здравствуйте… Ваше высочество… И целуйте ручки», – повторяла про себя каждая из девочек по нескольку раз. Сейчас-то они запомнили, а вот бы завтра от волнения не перепутать, что за чем. Здравствуйте, Ваше высочество, и целуйте ручки. Здравствуйте, Ваше высочество, и целуйте ручки.

Когда на следующий день приехала Елизавета Фёдо­ровна, «работницы приюта замерли в глубоком поклоне. Начальница, склоняясь, тихо скомандовала: «Девочки, хором!» «Здравствуйте, Ваше высочество!» – дружно и громко выговорили воспитанницы. – «И целуйте ручки!» – 20 детских рук выросли навстречу Елизавете Федоровне – у кого левая, у кого правая. Было видно, что взрослые опешили. Да и сама высокая гостья замешкалась в растерянности. Но не долго. Улыбнулась ласково, подошла к первой девочке в ряду и поцеловала ей крохотную ручку». А потом, к всеобщему удивлению, Матушка поцеловала все до одной. «Она целовала их так, - пишет автор, - словно то были не ручки пятилетних пигалиц, а знатных господ. И при этом так ласково, так нежно, будто каждая из девочек была ее собственной дочерью. Она приникала к детским рукам так, как может только мать, истинно и трепетно любя свое чадо».

6.png

Находясь в Алапаевске под строжайшим наблюдением злых охранников, матушка, непрестанно молилась, во всем уповала на Господа. И ни за что на свете не хотела оставлять многострадальную Россию, которая стала для нее Родиной. И когда ей князь Сергей Михайлович предложил бежать, она сказала, что никуда не уедет отсюда. На вопрос, почему, Елизавета Феодоровна сказала, что здесь ее Гефсиманский сад. «Сад, в котором остался Христос, приняв добровольную жертву. Сад, в котором остался ее муж, желая пройти путь, уготованный ему Господом. Сад, который не покинет она из-за любви к Христу, мужу, сестрам». Так думала святая Елисавета, зная, что ждет ее впереди. Поэтому и название книги Натальи Романовой - не случайное. По словам По словам протоиерея Владимира Чугунова, «о своём "Гефсиманском саде" Елизавета Фёдоровна заговорила вскоре после ареста и пожела­ла взойти на российскую Голгофу вместе со своим страдающим народом, ре­шительно отказавшись от возможности покинуть Россию.

Как отмечает отец Владимир, «в Священном Писании упоминается наивысшее молитвенное напряжение Христа, когда капли пота были подобны каплям крови. Суть моления - просьба к Отцу, если возможно, пронести чашу страданий мимо, но с непремен­ным добавлением, "впрочем, не Моя, а Твоя воля да будет" (Лук. 22.42). А в Евангелии от Иоанна мы видим, как Спаситель заботится - об учениках и их последователях. Основной смысл молитвы - о сохранении единст­ва. В этом полагается залог спасения, крепости и благополучия. Многократ­ные повторения Христом вслух для учеников слов о единстве говорят о том, что Он уже тогда знал и скорбел о несохранении и попрании единства, что "меч и разделение", о которых ранее упоминал Он, возьмут верх в грешных человеческих сердцах. Этою скорбью пронизаны все слова молитв Его.

Гефсиманское моление Елизаветы Фёдоровны - тоже о заблудших детях России. Она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и её детям, которые в настоя­щее время не знают, что творят. Разве это не больной ребёнок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здо­ров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не мо­жет погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет». Но, как отмечала матушка, «…Полностью разрушена Великая Россия, безстрашная и безукоризненная. Но Святая Россия и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», существуют, и существуют более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и не сомневается ни на мгновение, увидят «внутреннее солнце», которое освещает тьму во время грохочущей бури. …И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными».

***

В ночь на 18 июля 1918 года, когда Церковь праздновала память Преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были заживо сброшены в шахту Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, её верная спутница инокиня Варвара Яковлева и Великие Князья и врач Федор Ремез. Спустя три месяца их останки были извлечены из заброшенной Алапаевской шахты, обмыты и положены во гробы. Затем останки Великой Княгини и её верной келейницы были перевезены на Святую землю. Тем самым исполнилась заветная мечта прпмц. Елисаветы — её мощи оказались в Иерусалимском храме Марии Магдалины, на освящении которого она несколько лет назад присутствовала. Святая Елизавета показала нам пример истинной любви к Богу и ближним, непоколебимой веры и умения стойко преодолевать тяжелые искушения. Сегодня мужеству и самообладанию у нее могут поучиться многие испытанные Христовы воины.


Программа "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: