Гены решают все? Нет!

  • Автор обзора: Наталья Иртенина

Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов.
М.: «Благовест», 2019. 288 с. 


Публикации православного врача-психолога и религиоведа К.В. Зорина пользуются немалым интересом у читателя-христианина. Переиздание книги о взаимосвязи генетического фактора и склонностей человека к тому или иному греху представляет собой подробный научно-медицинский комментарий к одному из параграфов «Социальной концепции Русской Православной Церкви». А именно к этим словам: «Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием…»

Но комментарий был бы неполон и односторонен без опоры на святоотеческое наследие — богословскую мысль и православную антропологию, содержащиеся в творениях святых отцов. Автор книги постоянно подчеркивает, что в исследуемой теме «богословские и медицинские позиции удивительно созвучны», поучения святых отцов (с приводимыми цитатами) близки к научной точке зрения. Ну, взять хотя бы мысль аввы Евагрия Понтийского о том, что бесы провоцируют людей на дурные поступки, прикасаясь к определенным участкам головы, — и сопоставить это суждение с научными описаниями работы определенных зон головного мозга, ответственных за те или иные реакции в нервной системе организма. Или учение о первородном грехе, с которым рождается каждый человек. Это «семя тли», как определяют его святые отцы, передается от родителей к детям через генетический механизм наследственности, наделяя человека врожденной склонностью («удобонаклонностью») ко греху. 

Рассматривая взаимосвязи наследственности и тех или иных греховных страстей, присущих людям, влияние генов на развитие духовно-нравственных пороков личности, автор не забывает главное: что человек наделен свободой воли и что человечество освобождено от тотальной власти греха Сыном Божиим Иисусом Христом. Поэтому никакие генетические особенности и дефекты, приобретенные предками в результате порочной жизни и передаваемые по наследству потомкам, не «программируют» жизнь человека до такой степени, чтобы можно было определять его как заложника злокачественной генной программы и неправильных химических реакций в организме. 

Да, человек может быть подвержен наследственным неблагоприятным факторам, таким как врожденная склонность к алкоголизму, к повышенной агрессивности. Он может обладать гневливым темпераментом, таким же как у его отца, деда, бабушки, быть разнузданным сладострастником, как его предки, или унаследовать депрессивный склад характера. Да, наследуемость тяжелых пороков — это смягчающее обстоятельство, подчеркивает автор. Но человек — не биоробот. Во-первых, он ответствен за свои личные грехи, потому что по наследству передаются не сами пороки и страсти, а лишь предрасположенность к ним. В свидетельство того, что эти предрасположенности и склонности могут быть побеждены, автор приводит немало цитат и личных примеров святых подвижников, а также высказывания ученых. На лукавые сетования «гены виноваты, а не я» православный врач отвечает: человек может быть рабом Божьим или рабом дьявола, но никак не рабом генов и химических соединений. Невозможное людям, медицине, науке возможно Богу, подвластно Его любви и действию Божией благодати. Это во-вторых. Доверие к Богу, покаяние, участие в церковных таинствах сильнее духовных недугов, в том числе порожденных неблагоприятной наследственностью. Пословица «от дурного семени не жди доброго племени» верна лишь для тех, кто противится Богу, отказывается от Его помощи, от соработничества с Ним в построении своей жизни, в выпрямлении своего жизненного пути. Ибо Господь «побеждает естества чин». 

В своей классификации порочных склонностей, в том числе врожденных и наследуемых, К.В. Зорин использует святоотеческую схему коренных страстей (сластолюбие, самолюбие и своеволие, славолюбие) и производных от них (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня). Далеко не все из них имеют свое гнездилище в генах и могут передаваться по наследству. Однако научные исследования доказывают, что, например, состояния депрессии, уныния, тяга к суициду, гневливость провоцируются недостатком или избытком некоторых веществ, вырабатываемых в организме под влиянием тех или иных генов.

Кроме того, естественно, из процесса развития порочных наклонностей и греховных привычек не исключаются социально-психологические и духовные обстоятельства: домашняя и общественная среда, воспитание, культура, действие бесов. Все эти факторы действуют отнюдь не поочередно, а совокупно, усиливая друг друга. Бесы «бьют» по слабым местам человека, беря себе в помощь дурные генетические предрасположенности. «Плохие» гены просыпаются и начинают усиленно действовать, когда человек попадает в негативные жизненные условия, например, растет в неблагополучной семье или оказывается в дурной компании. И все эти факторы действуют тем мощнее, чем сильнее человек отвергает Бога, чем дальше в своем противлении заповедям он отходит от Него.

Только благодать Божья сильна уврачевать или смягчить последствия генетических дефектов. Генные технологи, направленные на сотворение «генетически идеального человека», противоречащие церковно-христианской этике, должны быть отринуты обществом как ведущие в никуда, в нравственный тупик и реальность богоборческой антиутопии. 
Дух сильнее плоти. Таков христианский императив, и таковы убеждения автора книги. 

В связи с этим интересно затронуть тему, имеющую в нашей стране общественно-политическое звучание. Это вопрос «порчи генофонда» в результате чудовищных людских потерь XX века (революции, войны, голод, репрессии). В книге К.В. Зорина эта тема напрямую не рассматривается, но внимательного читателя рассуждения автора могут натолкнуть на нее. 

«Геноцид, особенно такой тотальный, такой проводился в течение целых десятилетий в России, – утверждал писатель В. Солоухин, – лишает народ цветения, полнокровной жизни и духовного роста в будущем, а особенно в отдаленном. Генетический урон невосполним...» Слова эти бездумно повторяют даже люди, верующие в Бога. Но ведь это огромное заблуждение и вовсе не христианский подход – считать, что личность человека со всеми ее способностями, талантами и нравственными пороками формируется исключительно генами. Свойства человека, связанные с ментальной и творческой, а тем более духовной сферой, не только и даже не столько в генах имеют истоки. Кто верит в «генетический урон» в результате геноцида, тот не верит в то, что «Дух дышит, где хочет». Дары Божьи – гениальность, таланты, силы противостоять пороку – даются независимо от происхождения, достоинств рода, уровня образования и иных качеств родителей и предков. Святыми и праведниками тоже становятся не по наследству (хотя и благочестие предков играет роль). 

Теорию «генетического урона», причиненного России в ХХ веке, любят и часто транслируют те, кто находится в оппозиции к русскому патриотизму, к «русскому миру». На этой теории они основывают свое презрение к народу — якобы «генетическому мусору». Однако проблемы современной России вовсе не в «генетическом уроне». А в духовном и интеллектуальном развращении народа, в отсутствии или недостаточности воспитания на национальных и христианских мировоззренческих установках, которые и создают благоприятную среду для «цветения, полнокровной жизни и духовного роста», – иными словами, воспитания на традиционных христианских, православных ценностях. Существенный генетический ущерб возникает от безбожия и свободы греха, а не от уничтожения части народа, сколь бы огромной она ни была. После всемирного потопа, в котором погибло развращенное человечество, Господь восстановил людской генофонд из восьми спасенных. Только воцерковившись и доверив свою судьбу Богу, наш народ возродит свои жизненные силы, свое физическое и духовное здоровье, в том числе на генетическом уровне. Выводы православных медиков полностью подтверждают эту мысль.