Год борьбы со страстями

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Год борьбы со страстями. Сретенский календарь на 2022 год
  • Автор книги: Винарова Мария

Год борьбы со страстями. Мария Винарова.
М.: Издательство Сретенского монастыря, 2021. - 384с.


Идет Рождественский пост, который должен настраивать православного христианина на покаянный лад, на усердную молитву, на радость встречи с Младенцем Христом. Вот только что-то постоянно мешает нам на этом пути, что-то так и норовит запутать нас, изменить направление или вообще оставить всё и жить, не задумываясь о вечной жизни. Конечно же, это наши страсти. Св. Исаак Сирин называет страсть недугом души, а св. Исайя Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. А прп. Иоанн Лествичник дает такое наставление: «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно, прежде всего, противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы». «Год борьбы со страстями» - так называется Сретенский календарь на 2022 год, который мы сегодня предлагаем вашему вниманию.


1. Борьба со страстями, ввергающими нас во грехи, является основным подвигом каждого человека. Истинный христианин, стремясь к праведности, святости и богообщению, идет путем обуздания страстей к победе над собой. «Как хорошо побеждать страсти! — пишет святой Иоанн Кронштадтский в книге "Моя жизнь во Христе". - После победы чувствуешь такую легкость на сердце, мир и величие духа!» Но как научиться владеть собой, чтоб исполнять не свою волю, но волю Божию. На эту тему размышляли многие святые отцы и великие подвижники: прпп. Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Симеон Новый Богослов, Феодор Студит и прочие…

2. Трудами святых отцов по сей день пользуются православные христиане, однако не всем по силам прочитать все святоотеческие сочинения и взять оттуда уроки для спасительного делания. В какой-то мере в этом нам и поможет календарь издательства Сретенского монастыря на 2022 год, посвященный святоотеческому учению о борьбе со страстями. В издании собраны наставления великих подвижников, от древних пустынников и учителей Церкви до святых XIX-XX веков. Дополняя друг друга, они учат нас, как исправить свои душевные немощи, очистить сердце от пагубных страстей и одержать верх в невидимой битве с врагами своего спасения.

3. Открывает издание фрагмент книги святителя Николая (Могилевского) – «Тайна души человеческой», где владыка пишет о том, как происходит пленение души, проводит анализ человеческих страстей, и дает общее понятие страсти. Затем, «резюмируя все сказанное» им «на основании данных аскетической литературы», святитель Николай отмечает, что «не по гладкому и удобному пути идет человек в вечные обители Отца Небесного, а по тесному, узкому и тернистому пути борьбы, и скорбей, и труда. Через грехопадение в жизнь человека вошли чуждые Богосозданной природе человека начала. Человек согрешил тем, что переставил центр своей жизни: вместо воли Божией началом поставил волю свою. Самостоятельность человека выразилась в «стремлении его сделаться богом без Бога». Как только человек произнес внутри решение: «Так я сам устроюсь», - он воспринял семя злых страстей, исходящих из самости и не коренящихся в естестве.

4. Эта «закваска страстей», по словам владыки Николая, сделалась причастной всему роду человеческому. Какою немощью пострадал Адам, той же пострадали и все мы, происходящие от Адамова семени. Грех теперь является уже прирожденным; и он в каждой душе с младенчества растет, воспитывает ее и учит всему худому. Почвой для насаждения и развития страстей является общечеловеческая греховность природы. Отцы-аскеты указывают на «падкий на помыслы» ум, из которого первоначально возникают страсти. Помыслы тревожат нас против нашей воли и обольщают нас, входя так неприметно и хитро, что мы с трудом можем их узнать. Возникновение их не зависит от нас, но принятие их или отвержение - в нашей воле. «Адам по собственной воле преступил заповедь и послушал диавола», - говорит прп. Макарий Великий. Никто не может быть обольщен диаволом, если не захочет дать ему согласие [на это].

5. Еще, как отмечает святитель Николай, «для того, кто хочет спастись, а спасение есть цель истинно христианской жизни, борьба со страстями является неизбежной». А преподобный Варсонофий Оптинский со страниц календаря преподает нам урок премудрости Вот что он говорит: «Всякий человек начинает учение с азбуки. Первая буква в азбуке «а». Она произносится «аз»; «аз» значит «я», т. е. вам теперь представляется рассмотреть себя, свое «я». Всмотритесь, и увидите в себе все пороки, страсти, которых вовсе в себе не предполагали. Вы увидите гордость - мать всех пороков, и уныние, и леность, и осуждение, и сребролюбие, и зависть, и злобу.

6. Да неужели я злой? Вот уж не думал! А там, глядишь, встанет исполин - блуд... Все, все страсти во мне есть. Господи! Какой я грешный! Нет надежды на спасение, я не могу, нет сил!.. Но что же я отчаиваюсь? «Господи! Немощен есмь "аз", помоги! Вижу, что сам я ничего не могу!» Тут вы, познав свою немощь (выучив первую букву), обращаетесь за помощью к Богу, т.е. переходите ко второй букве, «буки», это древлеславянское слово, значащее «Бог». Здесь, сознавая свою немощь, научитесь надеяться на Бога, жить по Божию велению, по заповедям. Будете падать, спотыкаться, но ничего, не надо терять надежды на Бога. Упали, надо скорее встать и опять в путь, вы больше и больше будете смиряться, видя свою немощь. Вот это вторая буква.

7. Итак, по словам прп. Варсонофия, по мере того как мы будем преуспевать в богоугодном житии, то перейдем и к третьей букве, «веди», т. е. постепенно начнем ведать истину. Наш разум будет мало помалу проясняться, очищаться. А затем глаголь», «добро», т. е. от избытка сердца начнут уста глаголить. Так постепенно и будет выстраиваться наша духовная жизнь. А о том, что требует от нас Господь, говорит преподобный Никодим Святогорец. «Бог требует от христиан полноты совершенства, т. е. чтобы мы были совершенны во всех добродетелях». Но, как отмечает святой отец, «для достижения цели необходимо сначала подавлять собственные воления, а наконец и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно непрестанно себе противиться в худом и принуждать себя на доброе, непрестанно бороться с собою и со всем, что благоприятствует волениям, поддерживает их.

8. Если победишь страсти, - говорит прп. Никодим, - то благоугодишь Богу паче, нежели истощая себя постом больше всех древних пустынножителей. И какое бы дело, будь оно самое великое, ни предпринял ты и с каким трудом ни совершил бы его, не доведет оно до цели, какую достигнуть возжелал, если ты оставляешь без внимания страсти свои, давая им свободу жить и действовать в тебе.

***

Нередко на страницах дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского можно увидеть такие евангельские строки: «Царство Небесное силою берется». Царство Небесное, - поясняет он, - это христианские добродетели, и прежде всего - вера, надежда, любовь, милосердие, кротость. Но почему силою? - Потому что человек внутренний всю свою жизнь борется с собою, со своими страстями, со злом, которое нудит его ко греху, и в конечном счете, - борется с диаволом - как источником всякого зла. Теме борьбы человека со страстями посвящены труды великих подвижников, от древних пустынников и учителей Церкви до святых XIX-XX веков, наставления которых собраны на страницах этого календаря.

Телеканал "Союз"/У книжной полки