Господь - свет мой
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Господь - свет мой
М.: Никея, 2015. — 384 с.
Как найти свой путь к Богу, совершенствоваться, возрастать в любви и добре? Подсказками на этом пути могут стать мудрые мысли, пришедшие из прошлого, — размышления учителей и отцов Церкви, святых, а также современных христианских писателей и проповедников. Их наставления помогают нам помнить о главном, заставляют размышлять снова и снова над «вечными» вопросами, возвращаться к истинным ценностям. Мудрые мысли о вере в Бога и смысле жизни собраны на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется - «Господь - Свет мой».
***
1. Как отмечают издатели, эта книга особенная и «традиционная» одновременно. Сборники высказываний знаменитых людей были популярны с глубокой древности. В Риме такие книги назывались эксцерптами (в переводе с латинского — «выдержки»). Посредством эксцерптов римские авторы пытались сохранить для потомков наследие предшествующих эпох. Для истории Церкви подобные сборники имели особое значение — они помогали сохранить живое Предание. Возможно, поэтому, в отличие от античных эксцерптов, сборники христианских поучений носят характер более массовый. Они обращены не только к интеллектуальной элите, не к ученым и богословам, но ко всем и каждому без исключения.
2. Уже на заре существования христианства, в 4-5 веках, по всему христианскому миру имели хождение так называемые «Изречения святых старцев». В средневековой Европе были популярны сборники изречений святых отцов, обычные их названия «Пчела», «Цветник духовный». В новое время, с развитием книгопечатания, такого рода издания стали особенно востребованы у массового читателя. Сборник «Господь—свет мой» продолжает эту традицию. В книге воедино собраны высказывания как древних отцов Церкви, так и наших старших современников - новомучеников и исповедников Российских, а также известных церковных писателей и проповедников ХХ века.
3. Все высказывания сгруппированы по следующим темам: «О покаянии и смирении», «О молитве», «О чтении Священного Писания», «О необходимости любить», «О радости», «О Святом Причастии», «О цели жизни православных христиан», «О смерти и воскресении». Открывают книгу поучения под общим названием - «Положиться на волю Божию». Каким образом Бог промышляет о нашей жизни? Почему происходят те или иные несчастья, тогда как Господь, как известно, заботится о нас? Как вообще узнать волю Божию, – один из главнейших вопросов в жизни человека. На него и другие вопросы отвечают святые отцы и подвижники благочестия со страниц этой книги. Вот, например, Георгий Затворник Задонский спрашивает у нас: «Радуется ли ваше сердце о Промысле Божием? Господь наш, - говорит он, - все о нас к лучшему устрояет: одних преселяет, а других оставляет, чтобы чрез совершенное покаяние приготовили себя к вечному блаженству».
4. А святитель Феофан Затворник наставляет: «Всё от Господа. Не беда только крупная, но и всякая встреча - от Него. Он единое имеет в намерении - спасение наше. Принимайте все как живительное врачевство, хоть и горькое, но полезное. Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелейшие случайности и состояния - все на добро нам направляется». Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает: «Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь, и заботится и печется о тебе более, чем ты сам можешь о себе позаботиться. Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе жены, отца, матери, дочери, сына, друга, ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе ко мне, чем я сам к себе».
5. Но чаще всего забываем, что Бог всегда рядом с нами. А еще не редко ропщем от того, что Господь не исполняет наших прошений. Мы молимся, просим, но дела наши не меняются. А преподобный Вафсонофий Великий наставляет: «Смирись поистине не только пред Богом, но и пред людьми, и возложи все свои попечения на Того, Который может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, и Он исполнит все обещанное тебе, потому что не отвергнет искренно просивших Его». А по словам святителя Григория Богослова, «мы должны также веровать, что наш Творец особенным образом печется о нашей участи, хотя жизнь наша и проводится среди различных противностей, причины которых для того, может быть, и остаются неизвестными, чтобы мы, все постигая их, тем более удивлялись над всем возвышенному Уму».
6. Один из следующих разделов книги посвящен молитве. Как научиться молитве? В чем сила Иисусовой молитвы? И почему молитва рождается от любви? И вот что о молитве говорят святые, подвижники и другие выдающиеся исповедники веры. На вопрос - «Как нам научиться молитве?» - митрополит Трифон (Туркестанов) отвечает: «А видали ли вы, как учат маленьких детей ходить? Ребенок пройдет несколько шагов без посторонней помощи и упадет, его поднимут, поставят, и он опять пробежит несколько шагов и снова упадет, его опять поставят и т. д. Точно так же и наша мысль! Трудно ей пребывать на высоте молитвенного подвига, она часто падает с высоты небесной на землю, в тину житейских будничных мыслей, подымай ее тогда, возбуждай снова к молитве до тех пор, пока не придет к тебе Тот, Который может положить предел непостоянству твоей мысли».
7. О том, что молиться о всех близких и дальних нужно искренно, говорит праведный Иоанн Кронштадтский. Нужно это потому, что именно в сердечной молитве мы можем «соприкасаться духовно со всеми любовью своей, хотя с иными всю жизнь не видимся. Молитва всех объединяет, согревает, освящает, укрепляет. Например, близкого тебе человека ты почему-то не можешь видеть и говорить с ним, но молитвой о нем искренней ты можешь приблизить его к себе, к своему сердцу так, как бы он был с тобою. Он будет в сердце твоем, и ты можешь согреть сердце его твоей любовью и помочь ему в делах его».
8. О том, что дерзновение молитвы рождается только в дерзновении любви, писал в прошлом веке и Сергей Иосифович Фудель. Вот почему, - отмечал духовный писатель, - преподобный Макарий Великий говорил, что «молитва рождается от любви». В этом вся тайна, и все объяснение молитвы. Можно прочитывать множество акафистов и тысячи раз перебирать за день четки, но, не имея любви, то есть скорби о людях, еще не начать молиться. И так «не начинать» можно всю жизнь. Поэтому Антоний Великий говорил: «Возлюбим скорбь, чтобы обрести Бога». Он не говорил: «Будем искать скорбь» - но «возлюбим» ее, потому что - хотим мы или не хотим - она есть чаша, подносимая нам Христом, и в этой чаше мы приобщаемся к молитве. Вне же скорби о людях мы имеем еще не молитву, но только «исполнение правила».
***
В нашей программе мы смогли прочитать лишь малую долю тех поучений, которые собраны на страницах этой книги. Распределение их по теме, по словам издателей, дает возможность увидеть то, что и египетские монахи первых веков, и богословы, новомученики, проповедники 20 столетия - говорят об одних и тех же ценностях, об одних и тех же истинах, «ибо Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Возможно, - говорят издатели, - прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше об истории Церкви, о православном богословии, о личности конкретного святого. Возможно, чьи-то слова найдут особый отклик в вашем сердце, и вы захотите найти и прочитать книги того или иного автора, краткие сведения о которых помещены в приложение книги. Знакомьтесь, изучайте, узнавайте больше!
Телеканал "Союз"/У книжной полки