Госпожа Надежда

  • Автор обзора: Сергей Арутюнов

45.jpg

Рождество Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей/Авт.-сост. п. Ю.Малков. — М.: Никея, 2017. — 256 с. — (Святые Отцы. Богословие церковных праздников)


Если пытаться выразить краткую суть только что вышедшей в издательстве «Никея» книги Петра Малкова «Рождество Пресвятой Богородицы», следует, в первую очередь, вспомнить об особой связи Руси с Владычицей Небесной и неисчислимых чудесах Пресвятой Девы на нашей земле. Почитание Её исчислено сотнями тысяч образов Казанской, Владимирской, Иверской, миллионами возносимых в Ней поминутно молитв, растворено в самой памяти народной в течение пятидесяти поколений русских людей.

Православный христианин не может и не должен забывать о том, что первым человеком, которого Перст Божий коснулся в Новую Эпоху, тем самым открыв её, означив её начало, была женщина.

За сбережение драгоценных событий той поры стоит быть благодарным и каноническим евангелиям, и, в том числе, не отвергнутому церковной традицией, как сонму прочих, апокрифическому протоевангелию Иакова (в русской традиции – «Иаковлева повесть»): в нём датированным приблизительно 160-м годом, таинственный хронист реконструирует события, предшествующие рождению Спасителя.

Путь текста был крайне непрост: в V в. создатель канонического латинского текста Библии Иероним Страдонский добился его запрета. Лишь спустя тысячу лет (1552 год) Гийом Постель переводит его на латынь, а затем с кратким промежутком следуют переводы на языки основных вселенских церквей, включая коптский.

Итак, в Назарете, где позже жил Иисус, жили немолодые и бездетные супруги Иоаким и Анна. Муж, будучи богатым и принося изрядные (двойные) жертвы Богу, однажды испытал осуждение со стороны соплеменника – со слов того, закон Израиля запрещал быть настолько расточительным тому, кто не имел главной благодати – потомства. Анна, узнав, по совету служанки облеклась в свадебные одежды и сошла в сад, где молилась с такой надеждой, что был ей ангел, и даровано было ей дитя, названное Марией, означающей «Госпожу» и «Надежду». Так началась величайшая история в человеческой жизни; упомянутыми в писаниях Святых Отцов «другими чудесами» был проложен путь к чуду главному.

777.jpg

Праздник рождества Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, установился чуть ли не позже всех церковных (примерно в VII в.), а труды, посвящённые этому событию, оказались не столь многочисленными, как иные. Тем важнее было собрать воедино все самые значимые и переведённые, к тому же, на русский язык тексты великих богословов, и древнейших, и почти наших современников.

Гомилии (аналитико-экзегетические проповеди) святителя Андрея Критского, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита, святителя Фотия, патриарха Константинопольского, святители Григория Паламы, святого праведного Николая Кавасилы, священномученика Сергия Мечёва, святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, и преподобного Иустина (Поповича), Челийского образуют нерасчленимое единство мыслей и чувств, соотнесённых с благодатной сущностью Девы Марии.

Книга, как подчёркивает Петр Малков, представляет собой свод избранных в согласии с принципом существующего перевода на русский язык тех гомилий, что описывают рождение Богоматери как свершившийся факт. Всех же существующих проповедей за более, чем тысячелетие, собрать под одной обложкой невозможно.

Как схожи и как несхожи между собой Святые Отцы в рассуждении, можно видеть по пристрастному и неутомимому прочтению каждого из них. Мысль о единстве между собой их духа и несходстве при этом характеров и более всего манер излагать мысли (один – безупречный логик, другой – более интуитивист, и т.п.) – тема отдельная и благодатная для каждого соприкасающегося с ней.

Едины они в главнейшем и высшем тезисе, как бы словесно его ни толковали: явление миру Посредницы между Небом и Землёй ознаменовало избавление от рабства иудейского закона и восстановление над ним благодати.

Из сопроводительной статьи Петра Малкина:

«Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Сегодня начало спасения миру», а преподобный Феодор Студит восклицает: «Настоящее светлое торжество по точнейшему исследованию его служит началом домостроительства и пришествия Божия к человекам!»

Став «землёй» (Первочертогом, Ковчегом) для великого Семени и тем самым уже избежав прародительского греха, Богоматерь, Новая Ева предстаёт в избранных писаниях неистощимым источником Блага, одна мысль о котором способна укреплять и врачевать.

Высокий поэтический слог Святых Отцов пробудит в душе каждого чувство глубочайшей сопричастности новозаветным событиям.


Сергей Арутюнов

Теги: