Готовность номер один

  • Автор обзора: Николай Дегтерев
  • Книга: Будьте готовы, пер. с греч.

Монах Григорий Святогорец.
М.: Никея, 2017. — 64 с.
ИС Р16-618-0667
ISBN 978-5-91761-665-0

Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39), — это широко известное высказывание цитируется практически всеми православными писателями, когда речь идет о теме смерти. Иисус, сын Сирахов, призывает всех верных помнить о часе смерти, и сама эта память поможет человеку если не избавиться от грехов, то бороться с ними.


Тема смерти в христианстве, действительно, одна из важнейших, ведь недаром смерть иногда называют «третьим рождением» (первое — по плоти, второе — по Духу (в крещении), третье — смерть, четвертое — всеобщее воскресение). Важна она еще и потому, что, в отличие от других сторон земной жизни, о смерти никто не может ничего рассказать из личного опыта, так как «с того света» никто не возвращался.

При этом рассуждения о теме смерти, как правило, окрашены в темные тона. Неизвестность — страшит, и страх смерти — присущая человеку черта.

Что приятно удивляет в книге монаха Григория, — светлость рассказа о такой «темной» вещи, как смерть. Даже само оформление этой небольшой книжки призвано эту светлость передать: бежевая обложка с пейзажем, в котором — нежно-зеленый и голубые цвета, созерцательный монах, стоящий на холме, лодка и ангел в небе.

«Будьте готовы» — не единственная книга монаха Григория. Она — только одна из серии его работ, выходящих в издательстве «Никея». Среди них (их анонсы помещены в конце книги) — «Страсть осуждения», «Покаяние и исповедь», «Страсть зависти», «Любите врагов ваших», «Болезни и верующий». Как видите, книги посвящены актуальным темам христианской жизни. И хотя, по-видимому, эта серия не какой-то четко структурированный труд, многим читателям она будет полезна, чтобы ознакомиться с основами христианской аскетики и вообще отношения к миру.

Я бы сказал, что «Будьте готовы» (как, по-видимому, и другие книги серии) — это некий православный ликбез. Книга невелика по объему, изложение в ней простое и ясное. Конечно, в ней нет такого «расширенного» учения о смерти, какое мы можем встретить в «Слове о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова) или в «Таинстве смерти» Николаоса Василиадиса. Но зато она в самый раз подойдет тем «некнижным» людям, которым информацию лучше воспринимать в небольших дозах и без больших «запутанностей».

Конечно, для православного писателя в своих умозаключениях всегда полезно опираться на Священное Писание и Священное Предание. Книга монаха Григория в данном случае не исключение. Можно сказать, что она представляет собой компиляцию из трудов святых отцов, которые так или иначе касались темы смерти. Здесь мы (помимо отрывков из Священного Писания) найдем цитаты из церковных служб, патериков, сочинений святых отцов: Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, Космы Италийского, Ефрема Сирина, Николая Кавасилы, Паисия Величковского, аввы Исаии, Антония Великого, Симеона Нового Богослова. И это еще не все имена! Даже из этого неполного списка можно сделать вывод об объемах цитирования в данной книге. И, конечно, для православного автора это не недостаток, который говорил бы об отсутствии своих мыслей, а достоинство, ибо подчеркивает верность Преданию Церкви.

Но вместе с тем книга не превращается и в то, что можно было бы назвать «Отечником». Монах Григорий ведет разговор с читателем и на современном языке, используя реалии сегодняшней жизни: «Душа, уходящая из этого мира, нуждается в снаряжении, которое будет хранить ее в далеком путешествии и послужит неким “входным билетом” в рай». В данном случае монах Григорий тоже следует церковной традиции, которая всегда пыталась «осовременить» не само учение Церкви, а именно его звучание, и давала этому «осовремениванию» прекрасные примеры (на русской почве, скажем, — труды святителя Феофана Затворника).

Конечно, тема смерти в Православии является достаточно разработанной и устоявшейся (если вообще можно говорить о «разработанности» учения Церкви: оно дано было в Священном Писании и Предании, святые отцы же не «разрабатывали» его в привычном нам смысле, а только уточняли, опровергая появлявшиеся ложные учения). Поэтому я обращу внимание только на те моменты, которые для многих людей, возможно, малоизвестны.

Например, автор книги приводит мысли преподобного Исаака Сирина, посвященные тому, как этот святой отец видел «механизм» действия памяти смертной для аскетической жизни: «Первая мысль, которую Божие человеколюбие поселяет в человеке и которая руководит его душу к жизни, — это воспоминание о смерти. <…> Сатана весьма ненавидит сей помысел и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке, и, если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека такой помысел. <…> Ибо знает льстец сей, что если помысел этот пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения и козни дьявольские к человеку не приближаются». В этом отрывке действие памяти смертной дано, как бы мы сказали, в динамике. Сначала она появляется — потом руководит человеком на пути к Богу — вызывает ненависть сатаны, который начинает нападать на человека.

Хотя большинство святых отцов, на которых ссылается монах Григорий, — это монахи, но он также видит в памяти смертной нечто полезное и для мирян. Даже в книге те полезные свойства, которые дает она мирянам, выделены отточиями. Вот они: 1). «Смерть является наилучшим учителем нестяжания» (действительно, ведь человек ничего не сможет взять с собой туда, зачем же тогда заниматься стяжательством в земной жизни?). 2). «Память о смерти и жизни после смерти дает верующему христианину терпение в каждом горе, с ним случающемся. Он знает, что не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13:14), и поэтому не только не стенает об испытаниях и несправедливостях этого временного мира, но и благодарит Бога, который через все это дарует человеку вечную жизнь». 3). «Наконец, исследование смерти является наилучшим приготовлением к исходу из этой жизни».

Есть в книге и экзегетический момент: монах Григорий кратко останавливается на истолковании притчи о богаче и Лазаре. В частности, он подчеркивает, что не богатство послужило причиной пребывания богача в аду, а его немилосердие к Лазарю, которого он каждый день видел, но ни разу так и не удосужился помочь.

Думаю, что книга монаха Григория может быть для верующего читателя, даже неискушенного в православном богословии, хорошим проводником в мире его размышлений о духовной жизни и, в частности, в памяти о смерти.


Автор обзора Николай Дегтерев / "Православное книжное обозрение", март 2017