Граждане неба
- Автор обзора: Телеканал "СОЮЗ"
Имя протоиерея Валентина Свенцицкого известно православному читателю по неоднократно переизданной книге «Диалоги», которую автор написал в ссылке в 30-х годах прошлого века. Однако наследие этого христианского проповедника во много раз больше, но оно долгое время оставалось под спудом. Так, в 1901-1919 вышли в свет два десятка его книг, около 400 статей и рассказов. В период владычества коммунистической партии работы отца Валентина распространялись в самиздате и выходили за рубежом, а на родине впервые были напечатаны сразу после крушения богоборческого режима. В наше время произведения Свенцицкого вновь выходят в свет, и одна из его книг находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве «Русская Арктика» и называется - «Граждане неба. Путешествие к пустынникам Кавказских гор».
1. Автор книги - протоиерей Валентин Свенцицкий - богослов, философ и духовный писатель, один из пастырей-мучеников послереволюционных лет. Пламенный проповедник христианства, один из наиболее ярких мыслителей начала XX века, отец Валентин обладал необыкновенно проникновенным даром слова, глубоко влиявшим на его паству и читателей. Но до того, как он принял священный сан, Валентин Павлович, также, как и многие молодые люди его эпохи, отошел о правильного пути. Под влиянием революционных событий 1905 года он увлекся модными тогда идеями христианского социализма и был одним из основателей Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, куда вошли многие видные представители московской интеллигенции.
2. Уже тогда начал проявляться ораторский дар будущего пастыря — его выступления пользовались огромной популярностью и собирали множество слушателей. Многогранный талант молодого мыслителя не остался незамеченным образованными кругами московского и петербургского общества. В это время, увлекшись духовными исканиями, Свенцицкий пишет два философских романа: «Второе распятие Христа» и «Антихрист, или Записки странного человека». Оба сочинения не только не были приняты друзьями и почитателями, но даже вызвали преследования со стороны властей. За «Второе распятие Христа» автор был приговорен к двум годам тюремного заключения, а весь тираж книги изъят. Переживая острый духовный кризис, Свенцицкий под чужим именем в 1909 году бежит во Францию.
3. Годы, проведенные в изгнании, привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению - через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан, и Свенцицкий, оставив все «мудрствование», всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви. По возвращении в Россию в начале 1910-х годов Валентин Павлович едет на Кавказ, желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной святости. Это ему удается, и вскоре, в 1915 году, под впечатлением поездки на Кавказ, он пишет книгу «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор». В этом произведении автор прекрасно передает атмосферу пустынножительства, книга пронизана глубоким пониманием сути христианской духовной жизни и монашеского подвига. Это замечательный и с литературной точки зрения текст, в лучших традициях русской словесности, живой, непосредственный рассказ о «непридуманных» подвижниках.
4. Как отмечают издатели книги, документальная повесть протоиерея Валентина Свенцицкого - удивительное произведение. Оно и во время написания, и сейчас занимает совершенно особое место в ряду тех книг, которые представляют собой опыт обретения настоящего смысла жизни. И потому небольшая книга «Граждане Неба» заслуживает, по мнению издателей, быть названной «Герой нашего времени». Это «наше время» и начало XX железного века, столетия войн и революций, и начало века XXI — «Миллениума», так ощутимо приближающего то, о чем пророчествовал древний мудрец: «Сладкие воды соделаются солёными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище... И умножится на земле неправда и невоздержание... Люди в то время будут надеяться, и не достигнут желаемого, будут трудиться и не управятся пути их» (І Ездр. 5, 9-12).
5. Столичный журналист отправляется к пустынникам Кавказских гор. Чтобы сделать фотографические снимки отшельников? Нет. Это лишь внешняя сюжетная линия повествования. Смысл путешествия совсем иной. Поиск ответов на важнейшие вопросы, который человек призван решить ценой своей жизни, потому что драгоценнейшее время земных дней есть единственное наше достояние. Конечно, каждый из нас опытно знает справедливость этой истины. Сенека в письме к Луцилию говорит о том: "Всё у нас, друг мой, Луцилий, чужое; и только время — наше".
6. Как отмечают издатели, литература полна историй отрицательных героев, которые почему-то именуются «героями нашего времени». Русская словесность не избежала этого соблазна. А между тем Печорины, Онегины, Инсаровы и Базаровы дополняют собой бесконечную чреду «лишних людей». Но вовсе не они, «лишние люди», при всей их заметности на подмостках ярмарок тщеславия всех времён и народов определяют смысл исканий человеческого духа. Документальная повесть — очень трудный жанр, потому что суть произведения заключается не во внешней занимательности сюжета, а в поисках смысла бытия мира и человеческой личности. Таких произведений совсем немного. «Граждане Неба» стоят в ряду книг действительно о самом главном — о том, что запечатлено в бессмертном слове псалмопевца: «только в Боге успокаивается душа моя».
7. Стоит отметить, что после поездки к пустынникам Кавказских гор Валентин Павлович знакомится с великим оптинским старцем Анатолием (Потаповым), ставшим в дальнейшем его духовником. По его благословению будущий пастырь творит непрестанную молитву и задумывается о монашеском пути. Последние иллюзии, питаемые относительно христианского социализма, развеивает революция 1917 года. В эти годы Валентин Свенцицкий принимает священный сан и тем самым добровольно встает на путь исповедничества. Неся крест священнического служения в революционной Москве 20-х годов, отец Валентин только Церковь признавал нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия. Поэтому он резко обличал «обновленческую» церковь, а позднее «сергианство» - церковную политику лояльности к советской власти. За это подвергся арестам и умер в ссылке 20 октября 1931 года, признав незадолго до смерти свои ошибки по отношению к митрополиту Сергию.
***
Как отмечают издатели, сто лет назад, когда была написана повесть «Граждане Неба», Россия приближалась к катастрофе. Начало XX столетия - новое смутное время. В начале XXI века умножение соблазнов, оскудение любви отозвалось потерей очень многими людьми простых и непреложных понятий, определяющих добро и зло, добродетель и порок. Тем более ценен искренний опыт поиска Царствия Божия, пришедшего в силе, молодого человека 20 века, ощутившего необходимость найти это неветшающее богатство веры, - и отправившегося к пустынникам Кавказских гор... Книга «Граждане Неба» написана так увлекательно и с такой непосредственностью, что может быть адресована не только воцерковленным православным верующим, но и самому широкому кругу читателей.
Телеканал "Союз"