Грядёт Победа

  • Автор обзора: Людмила Семёнова
  • Книга: Новый год Колюшки
  • Автор книги: Елена Нестерина

М.: Издательство Московской Патриархии, 2024. – 336 с., ил.


Грядёт Победа! 2025 год – год 80-летия победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Сейчас, когда против нас снова поднялась гиена фашизма, эта дата особенно значима. Маленькие успехи делают большую победу. Новые книги с правильным содержанием – это маленькие победы в информационной войне.

Мы сейчас отвоёвываем у сил зла души и сердца наших детей. Действенным оружием в этом может быть книга. Стилистика хорошей детской книги может быть образцом чистого и точного русского языка, но не только этим ценна детская книга. Читая, дети познают явления и события на уровне эмпатии. Они мысленно путешествуют с героями, соучаствуют в их делах, сочувствуют их бедам, торжествуют и радуются вместе с ними. Таким образом в сердце юного читателя вызревает любовь к человеку, интерес к тому периоду истории, в которой жил герой произведения, а также к тем краям, где происходит описываемая автором история.

Это общее предисловие. Но оно и частное. Потому что относится к книге, вышедшей в ноябре 2024-го года в Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Она называется «Новый год Колюшки», автор её – Елена Нестерина, член Союза писателей России и Независимой ассоциации драматургов. Пишет она о любви, о семье, о подвигах, о людях труда, а ещё о чуде воскрешения, которое даёт человеку, и особенно русскому человеку, вера.

В этом произведении как раз имеет место «чудесное». Повествование переносит читателя в канун 1943 года, в оккупированное фашистами село. В тексте нет привязки к местности. И это правильно – подобные события могли происходить в то время в любой российской, белорусской, украинской глубинке.

Детей собрали в деревенском клубе для подготовки к новогоднему представлению. Эти разновозрастные ребята уже многое пережили – на их глазах вешали и расстреливали односельчан, они видели предательство некоторых из земляков, испытали голод и холод. Из детского праздника организаторы собираются сделать пропаганду фюрера и его политики. Помогает в этом фашистам женщина из местных – некая Агата Петровна, вступившая в ряды полицаев (так называемые «вспомогательные войска»).

Почему так случилось, что она, эта Агата Петровна, стала служить врагам? Автор, Елена Нестерина, обосновывает предательскую сущность её натуры так. В прошлом Агашка (как выясняется из истории, явно в знак особой преданности новому режиму сменившая имя с Агафьи на Агату) не участвовала в совместном досуге сельчан: не пела с ними, «спортом не занималась и даже кино не смотрела. Шмыг из конторы домой…». Вроде, и по работе нареканий нет, но явно была её «хата с краю». Человек, который живёт сам по себе, вне общества, постепенно становится эгоистом. А себялюбие – это грех. Так через образ художественной прозы автор подводит детей к осознанию: жить только ради себя, своих интересов – плохо. Такое существование размывает морально-нравственные ориентиры, и у человека утрачивается принцип гуманности в отношении к людям. Будущая пособница фашистов Агаша не ощущала радости и вдохновения от того, что она – частичка большого созидающего сообщества. Не пережив внутреннего преображения, она соблазняется – по-фарисейски – только внешним. Она – не сосуд для сохранения и преумножения генетической памяти, родовых традиций. Наверняка, не будучи активной комсомолкой и активисткой, они всё равно не стояла у себя дома перед киотом с иконами и не молилась. Не делилась с подружками своими секретами – секретами будущих женщин, матерей, хозяек и хранительниц жизни. Она вырвана из деревенской размеренной и доброй жизни «по месяцеслову». Такие люди легче всего попадают в сети пропаганды «европейских ценностей». Поэтому и проповедует Агата Петровна детям усвоенные ею чужие принципы жизни: «Вас ведут к свету, к прогрессу, а вам бы только на сеновале спать». И про новогодние игрушки она высказывается пафосно и глупо: «Это знаки кровавых злодеев, превративших нашу страну в рабов! Забудьте это всё. Великая Германия несёт нам свет европейской культуры»…

А вот те земляки, которые жили соборно, и в тяжёлую годину остались людьми. Не озлобились. Пример тому – сторож дедушка Гаврила. По приказу Агаты Петровны он рубит для клуба ёлку, сам отыскивает и приносит игрушки. На указания новоявленной начальницы он отзывается, называя её «милкой» и «Агашей», что Агате Петровне очень не нравится. В фашистском прихвостне дедушка Гаврила, человек из народа, всё равно видит образ Божий. К заблудшей овце Агаше среди земляков-сельчан, вообще, снисходительное отношение. Когда она рванулась вслед за убегающими фашистами вон из родного села, бабушка Колюшки доброжелательно предположила, что может и помилует её Господь за то, что она не успела Ивана, старшего товарища внука, предать расправе.

Рождественский праздник организаторы-фашисты посвятили теме: «Как детей чекист советской ёлки в Рождество лишил – и как им солдат немецкий чудо-ёлку возвратил». В этой парадоксальной фразе содержится символичная преемственность. Для советской идеологии, отвергавшей православные традиции, лесная красавица-ёлка и празднование в Рождество не подразумевалось. Однако в лихие времена русский народ всегда объединялся. Дмитрий Донской смог победить Мамая в Куликовской битве, потому что собрал воедино войска двадцати семи русских князей. Когда враг в Великую Отечественную стоял на подступах к Москве, безбожная Россия объединилась в молитве к Казанскому образу Пресвятой Богородицы. Народный апокриф повествует о том, что при молчаливом одобрении Иосифа Сталина самолёт с Казанской иконой на борту троекратно облетел вокруг Москвы.

В годину военных испытаний советская власть стала более терпима к православным традициям. Это ощущали иноземцы-захватчики. Поэтому германские оккупационные власти села, где живёт главный герой данной истории Колюшка, понимали: для грамотного влияния на детей захваченных территорий нужно убрать всё, что рисует прежнюю жизнь в позитивном ключе. Это изменит сознание детей и воспитает в том ключе, как нужно фашистскому режиму. Во всём, даже в названии праздника, они постарались убить любые признаки милосердия – к детям, к верующим…

Но дети чутки на искренность и лицемерие. Они, не понимая политических смыслов, различают правду и ложь. Поэтому лозунги злой Агашки Петровны вызывали в них неприятие, а вот воспоминания о школьных празднованиях Нового года откликались утраченной радостью. Вспоминая, как вместе с учителями (первым делом уничтоженными фашистами, которые были уверены, что пришли в эти края всерьёз и надолго), они вырезали к празднику снежинки и флажки, мастерили гирлянды и игрушки, дети укрепляются в уверенности, что надо защищать своё, родное.

На защиту заповедных для детского сердца новогодних игрушек и встают два мальчика, Иван и Колюшка, даже под угрозой собственной жизни. Но Господь с ними, советскими ребятишками, отстаивающими право ходить по родной земле и любить то, что привыкли любить. За эту советскую детвору молятся их бабушки – перед потемневшими ликами икон. А Господь всегда на стороне обиженных и угнетённых – и читателям предстоит следить, затаив дыхание: поможет ли он тем, советским, безбожным детям? Чего ждать, на что надеяться русскому человеку перед лицом опасности, если он ещё только ребёнок?

Верно и реалистично изображена автором произведения сцена в зимнем лесу, когда замерзающий мальчик в огне костра различает лик святого, которому на иконе молилась его бабушка. Беседа Колюшки с Николаем Угодником по-детски чиста и наивна. Ребёнок рассуждает: «Угодник, потому что желания угадывать умеет. Угадал – и чудо совершил». И трогательное попечение мальчика о бабушке с просьбой к Николушке Чудотворцу, спрятать бабушку за печку от фашистов. И позже в тексте – страшно, аж пробирает до костей, описывается, как восьмилетний мальчишка, замерзая в лесу, мечтает ещё денёк пожить, чтобы согреться, а потом уж умереть…

В этой повести-сказке фигурирует стеклянная советская звезда, которую на глазах фашистов и их прислужницы вешает на ёлку мальчик. И эта звезда, конечно, приводит к другой звезде – рождественской. Именно она светит в небе мальчику Колюшке, ведёт его, как две тысячи двадцать пять лет назад пастухов и волхвов. «Впереди, в сучковатой лесной темноте, горит алая звезда, таинственно переливаются её грани».

Любовью родных подпитывается детская вера в правду и подкрепляется решимость стоять за свою землю, за своих родных, друзей. «Верю, что победим», – говорит Колюшка Николаю Угоднику. Верой и спасается мальчик.

И опять чудо облекается в советские реалии. На помощь погибающему ребёнку приходит Дед Мороз. На деле – это лыжник-разведчик, ведь Красная Армия идёт освобождать село! И на состоявшемся-таки новогоднем празднике все детки получают подарки из солдатского вещмешка.

Жанр произведения «Новый год Колюшки» однозначно определить сложно. Сказка? Реалистическая проза с элементами волшебного? Как в жанре сказки – есть положительные и отрицательные персонажи, динамичный сюжет, счастливый конец, где каждый получает по заслугам. Однако, когда читаешь произведение, предстают реальные, весьма правдивые картины военного лихолетья. И все чудеса объяснимы, они происходят в воображении ребёнка.

Явное следствие, подсказываемое автором: если человек борется за правое дело, отстаивает святую правду – Бог на его стороне, ниспосланный Господом Ангел-Хранитель ведёт, помогает, защищает, спасает.

Загадка русского характера в том, что в самый тяжёлый период наш человек откуда-то черпает силы, поднимается и готов снова быть защитником и освободителем. Видимо, это наш крест – спасать мир от зла, часто жертвуя лучшими представителями русского народа. Сим победиши. И в Великую Отечественную войну, и в нынешнюю.

Ясное эмоциональное русское слово, цельный с верным подтекстом посыл произведения воспитывает, укрепляет дух и направляет помыслы и действия в нужное русло. Книга Елены Нестериной «Новый год Колюшки» – маленький духовный кирпичик в великой стене нравственной обороны против зла и беззакония.