«И нет расстояний для родственных душ…»

  • Автор обзора: Рыбакова Светлана

М.: Антикъ, 2023. – 304 с.

В Международный день родного языка, 21 февраля, протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря, педагог высшей категории, член Союза писателей России представил свою новую книгу «И душа с душою говорит: Энциклопедия характеров и судеб», в день своего рождения.

У отца Артемия много друзей, коллег по работе, учеников, духовных чад. Не имея возможности пригласить всех в гости, батюшка, по уже сложившийся традиции, решил, что творческая встреча – лучший выход из этого положения. В этот вечер собрался полный Концертный зал «Космос», что на ВДНХ, и с упоением целых три часа слушал стихи, а в музыкальных отступлениях – волшебное исполнение Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова ВГТРК. Известно, что поэзия сейчас не в чести, разве что встретятся любители и почитают друг другу свои произведения. Про поэтические собрания, что некогда происходили в Политехническом музее в начале ХХ века и в 1960-е годы сейчас и думать нечего. Остается только с грустью вспоминать о там, как творчески когда-то жил наш народ! Но вдруг я увидела нечто подобное.

Самое захватывающее было то, что батюшка все время предельно насыщенно держал внимание большого зала! Способствовали этому и чтение отцом Артемием высокой поэзии, и его рассказы о стихотворцах и писателях, живое общение с залом, и прекрасное музыкальное сопровождение знаменитого оркестра, так чутко и сердечно передающего тонкие национальные особенности и красоту русской музыки, предполагаю, что и других народов. Однажды слышала в его исполнение греческие мелодии и как их любитель, осталась в полном восторге!

Но, безусловно, главное, что так захватило слушателей – это сама новая книга, со столь нетипичной структурой. По словам батюшки, прекрасную идею о создании такого сборника подала актриса Лариса Бравицкая. Книгу можно назвать антологией классической и современной русской поэзии. Хотя начинается она с «27 сонета» Вильяма Шекспира. В предисловии к своему новому литературному детищу отец Артемий написал, что в юности не слишком увлекался поэзией. Но, вступив на священническую стезю, вдруг увидел: «что поэтические произведения, как правило, исповедальны. За каждым стихотворением скрывается ранимая и тонкая душа».

Однако отметим, что в книге говорится не только о поэтах, творчество прозаиков тоже нашло в ней отражение. Автор книги сначала афористично рассказывает о своих героях, затем знакомит нас с яркими произведениями поэта или цитатами из книг прозаиков, и как итог разговора об их творчестве – поэтическое посвящение самого отца Артемия, представляемому художнику слова.

Книга «И душа с душою говорит» разделена на главы по темам, связанным с историями судеб, избранных отцом Артемием сочинителей.

Например, в главе «Дороже нет мне русской доли…» рассказывается об Александре Пушкине, Михаиле Лермонтове, Николае Гоголе, Федоре Тютчеве, Николае Некрасове… Где автор книги перемолвился с великим Пушкиным, ответив на его «настоящее уныло… что пройдет, то будет мило» репликой «”было”, “будет” предпочесть // Одному – тому, что ЕСТЬ!» А сюжету стихотворения Михаила Лермонтова «Утес» дал иное развитие, в нем луч солнца коснулся плачущего утеса: «И согрелось сердце исполина – Уж не тучка ли назад вернулась?» Но все же, к прискорбию, герой обманулся. В другом рассказе батюшки, вопреки всем школьным стереотипам, неожиданно открылся Николай Некрасов. Автор увидел в помещике-крепостнике, плененном всеми страстями светского общества, «таинственное мерцание искры Божией». В стихотворении «Тишина» Некрасов, как искренний христианин, написал о сельском храме, куда народ приносил бремя тоски – «и облегченный уходил».

Войди! Христос наложит руки

И снимет волею святой

С души оковы, с сердца муки

И язвы с совести больной…

Мы вдруг увидели подлинного Николая Некрасова.

Или в главе «Тьма страстей и свет надежды»: Сергей Есенин, Анна Ахматова, Александр Вертинский, Михаил Булгаков… Рассказывая о творчестве любимого многими рязанского Леля, священник говорит, что «несмотря на трагические изломы судьбы, Есенин остается для нас подлинно христианским поэтом». В творчестве Александра Вертинского батюшка нашел глубокой стихотворение о России: «Я бы хотел задумчивой лампадой // Пред ликом Родины торжественно светить». На это произведение автор книги откликнулся так: «Как же глубоко под внешней маской шансонного Пьеро были спрятаны и вера, и лампада горячей любви к Отечеству…»

Поэзии о любви к Родине в книге «И душа с душою говорит» посвящено несколько глав: «Опаленные войной», «Ностальгия», «Здравствуй, племя молодое!..». Хотя эта тема рефреном проходит через весь сборник, например, как выше упомянутое стихотворение Вертинского «Пред ликом Родины». Мы все ранены этой главной, великой мыслью – сохранение нашего Отечества. Это есть наша неугасимая трепетная бесконечная сверхзадача, переданная от отцов, с такой любовью, заботой и великим терпением собиравших Землю русскую. Наказ мудрых пращуров: оберегать, лелеять и защищать Российское государство, хранящее веру православную, – терпеливый и миролюбивый русский народ исполняет из века в век. Духовно узрел и рассказал об этом святитель Николай Сербский: «Посмотрите на Россию. Это самая большая страна из всех стран мира. И это страна кроткого народа. Величайшей страной нашего века обладает самый кроткий народ мира. Вот очевидное доказательство истинности слов Христа: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5,5). Воистину, не требуется доказательства очевиднее и яснее, чем православная Россия и православный русский народ. Бесконечные захватчики и насильники владели землями, которые унаследовали кроткие люди».

На всех крутых зигзагах истории наша исконная Земля, как бы ее не называли: Московская Русь, Российская империя, Советский Союз, наконец, Российская Федерация, всегда, по слову немецкого поэта Рильке, граничила с Небом. Особенно ярко это проявлялось и проявляется во времена военных нападений на Русь соседних государств, которые, начиная, наверное, со Смутного времени, регулярно происходят, на протяжении многих столетий, обычно в самом их начале. Именно во время испытаний русские люди духовно возрастают, вновь и вновь с неиссякаемой верой начинают обращаться к Богу. Читая в сборнике отца Артемия о военной поэзии, живо убеждаешься, что и солдаты Великой Отечественной, как и предки в годину войн, смут и потрясений, тоже обращались к своему Спасителю, об этом рассказывает стихотворение Иона Дегина: «Стыдясь друг друга и себя немного, / Пред боем, как и прежде на Руси, / Безбожники покорно просят Бога: / – Помилуй, сохрани и пронеси». Борис Чичибабин, несший «бремя военных лет», хотя и не воевавший, писал во времена «победившего» атеизма: «Все тише, все обыкновеннее / я разговариваю с Богом».

Вот и в наши дни на историческую Русь пришла война, и по словам отца Артемия: «…именно поэзия отозвалась на людскую боль и ужасы войны. Мощный всплеск поэтического творчества открыл новую страницу русской литературы». В главе «Здравствуй, племя молодое!..» мы узнаем о новых поэтах: Алексее Шмелеве, Иване Купреянове, Викторе Канаеве, Дмитрии Вагине… Многие из них пропускают через свою душу трагедию Донбасса.

В конце этой небольшой рецензии прочитаем еще один фрагмент книги под заглавием «Характеры и судьбы», рассказавший о Веронике Тушновой, Алексее Решетове, Аркадии Кутилове, Светлане Кузнецовой… В нем меня больше всего поразила и запечатлелась в памяти история жизни Аркадия Кутилова – советского бомжа, жившего на чердаках и в колодцах теплотрасс, умершего на уличной скамейке в 1985 году – поэта-философа, «очарованного странника». Отец Артемий назвал его «русским Диогеном», добавив, что сейчас в родном Аркадию городе Омске, уроженцем которого он был, поставлен памятник, запечатлевший в нашей литературе своего Франсуа Вийона. Слава пришла к поэту после смерти. Вышло десять книг поэзии и прозы Кутилова, стихи его переведены на иностранные языки и включены в антологию «Строфы века».

Новый творческий труд протоиерея Артемия Владимирова написан с такой любовью и теплотой к русской литературе и ее творцам, что никого не может оставить равнодушным к этой теме, да и сама поэзия батюшки заслуживает особого внимания и прочтения. Могу совершенно искренне сказать, что получила светлую радость от поэтического вечера, состоявшегося в преддверии весны, а теперь и от чтения самой книги. Рекомендую всем познакомиться со столь уникальным произведением, так живо и увлекательно рассказывающем о русской словесности.

Закончу этот краткий отзыв строками из стихотворения отца Артемия, посвященного поэтам:

Не будем обделять любовью

Их неприкаянных сердец!

Ведь строчки, писанные с болью,

В нас оставляют теплый след.