«Иди своей дорогой и Господу молись…»

  • Автор обзора: Валентина Ефимовская

Сборник стихов «Небесная участь». Дмитрий Мизгулин.
Тобольск: изд. Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2024. – 256 с., ил.


Сорок лет творчества – для любого поэта срок почтительный, многим нашим великим было отпущено гораздо меньше. Поэтому и книга стихов известного современного поэта Дмитрия Александровича Мизгулина «Небесная участь» велика, и творческая ответственность немалая. Символична объемная пятичастная структура тома сочинений, отсылающая к пятикнижию Достоевского или пятичастной композиции симфонии. Издание является для поэта обобщающим, отчетным, что важно не только для читателя, но в большей степени для самого автора. Это взгляд на свое совокупное творчество, на свое мировоззрение с временного отдаления. О том, что новый поэтический сборник не рядовой, свидетельствует не только его объем и обширное содержание, но и классическое оформление, предполагающее, что книга «Небесная участь» достойна лучших библиотек России, что она будет иметь историческое значение и популярность. Известный Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», руководимый выдающимся просветителем А.Г. Елфимовым, издает только уникальные по содержанию и оформлению книги, предполагая их долговечную судьбу, заинтересованное прочтение и широкое распространение.

Применительно к книге Дмитрия Мизгулина свидетельствуют о ее значимости и личности исполнителей издания, вышедшего в славной, многотомной серии «Библиотека альманаха “Тобольск и вся Сибирь”». Общее оформление выполнено известным, титулованным художником-оформителем Василием Евгеньевичем Валериусом (1943-2024), чье имя вошло в историю книжного оформительского искусства и прославлено такими выдающимися его работами, как «Евангелие» Ф.М. Достоевского, «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и мн. др. Дизайн книги разработан молодым талантливым художником Елизаветой Бабаевой. Большая ценность и радость – иллюстрации замечательного омского художника Владимира Чупилко, контрапунктно раскрывающие и усиливающие поэтические смыслы. Философско-богословское предисловие выдающегося поэта Юрия Перминова – подобно «пробе» на драгоценном металле или маркировке высокохудожественного произведения. О творчестве Дмитрия Мизгулина он пишет: «“Игра в жизнь калечит душу… развлечение изображением жизни – губит душу” – сказал Иоанн Златоуст. А вот истинная поэзия показывает, что такое Слово перед жизнью, перед смертью, перед необъятной творящей силой в мире, в этом смысле поэзия – это и есть та связь, тот язык, на котором имеем дело с жизнью и смертью. На котором общаемся с Господом… Читаю книгу “Небесная участь”, и не покидает чувство, что в уголке каждой страницы – икона… Думаю, для Дмитрия Мизгулина весь мир – видимый и невидимый – есть икона». И его молитва.

В потоке мутном бытия
Во мгле полуденной мороки
Не унывай, душа моя,
Покуда не настали сроки.
Во всем, Господь, рука Твоя.
Напрасно не ищи забвенья.
Не унывай, душа моя,
В путях спасенья.
Лети, сомнений не тая,
Уняв напрасную тревогу,
Не забывай, душа моя,
Молиться Богу…

Дмитрий Мизгулин, имея три малые родины, хорошо знает особенности русской жизни в региональных ее особенностях. Он родился в Мурманске, многие годы жил и работал в Ханты-Мансийском округе, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Осознает себя коренным северянином, коренным сибиряком и петербуржцем одновременно. Проникновенны его строки, посвященные сибирской весне.

Видно, просто иная пора
Приближается неумолимо,
Ветры с юга задуют с утра,
Приближая развязку незримо.
Реки вскроются. И не спеша
Поплывут белоснежные льдины
От ольховых болот Иртыша
В ледниковое царство чужбины.
Предрассветное чувство беды
Вдруг исчезнет, как сумрак тумана
В час, когда тихоходные льды
Растворятся во мгле океана.

Характерная особенность поэзии Дмитрия Мизгулина – ее минимальная описательность. В ней мало пейзажей, нет реальных персонажей, но в целом создается ощущение полноценной картины мира. Поэт создает ее посредством своих ощущений, оценок, переживаний, не акцентируя внимание на статичных объектах, передает их образы наиболее запомнившимися деталями. Скажет только:

… И не спеша
Поплывут белоснежные льдины
От ольховых болот Иртыша
В ледниковое царство чужбины…

и возникает сложная, движущаяся, глубокая реальная картина сибирской весны. Поэтому насыщенное иллюстративное содержание издания, не утяжеляя его, дополняет и способствует раскрытию поэтических смыслов. Каждая картина художника Владимира Чупилко настолько органично связана с текстом, что кажется, она рождалась одновременно со стихотворением: мазок кисти художника следовал за словом поэта. Как такое может быть? Наверное, только вследствие духовного родства. При всей реальности изображений, в них не видна грань между земным и небесным, между сном и бодрствованием. Работы художника вследствие их символичности, цветовой мелодичности, радостной детскости, умения удивляться миру и быть милосердным к его несовершенствам, обладают мощным душевным проникновением. Как говорит сам Владимир Чупилко: «Прижмите к себе цветы, деревья, куклы, плюшевых медведей, одним словом – все, с чем можно поделиться теплом своего сердца. И тогда не потеряется ощущение единства с природой и близости со всем человечеством»…

Тема Спасения – сквозная тема творчества Дмитрия Мизгулина, который осмысливает ее посредством собственного жизненного опыта и знаний. Всеобъемлюще и выразительно о творчестве поэта так сказал другой замечательный поэт Владимир Скиф: «Поэзия Дмитрия Мизгулина призывает к спасению мира и души, к библейской истине: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся другие». Поэтическое пространство Дмитрия Мизгулина – тот самый спасительный ковчег, который неотступно, целенаправленно движется сквозь бушующее девятым валом житейское море, он призывно сияет всем нам, указывая сердечный вектор русского спасения – быть верными избранному пути, не расставаться с чистотой и глубиной русских смыслов, веками служивших верой и правдой русскому народу».

Говоря о себе, поэт говорит от имени многих русских людей. Потому что не оторван от русской истории, от русской почвы, от русской веры. Потому что молится о России, любя ее и в ненастье, и в слабости, и в победоносной ее силе, частицей которой является сам.

Дрожит свечи неровной пламя
Душа скорбит. Светлеет грусть,
Когда я в опустевшем храме
О Родине своей молюсь.
Шумят неистовые битвы,
И с воем рать идет на рать,
А мне б слова своей молитвы
Кольчугой прочною связать…
Рассеян ум. Бессилен разум.
И только трудится душа,
Слова простые раз за разом
Нанизывая не спеша.
Чуть слышно шепчутся старушки
И гул эпох – издалека…
Ох, коротка моя кольчужка
Ох, как кольчужка коротка…

Поэтическая кольчуга – имеет не менее важное для России значение, чем историческая воинская железная. Это наша идеология, которая по молитвам, исподволь, преодолевая препятствия взрастает сегодня и сплетается с русской жизнью, с русским духом. Поэзия во все века была оборонным (потому что Русь-Россия ни на кого не нападала) фактором русского мира. Понятно, что поэт, любящий свое Отчество, жертвенно воюющий за него личным примером и словом, хочет создать кольчугу для всей своей Родины – России. Защитить ее от войн, гражданских распрей, иноземных напастей, времен богоборчества и неверия. И дает такой совет:

На травах стынут росы,
Небесный тает свет.
Не задавай вопросы
И не ищи ответ!

Не мучайся тревогой,
Осмысливая жизнь…
Иди своей дорогой
И Господу молись!

И каждому такая духовная кольчуга подойдет, станет мощной защитой и спасением для Отечества. Ведь как просто!

РНЛ