Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Иерусалим: краткий экскурс

  • Автор обзора: Николай Дегтерев, «Православное книжное обозрение»

2.png

В издательстве «Сибирская благозвонница» вышла небольшая брошюра, составленная Н.С. Посадским, в которой повествуется об Иерусалиме. Книга называется «Иерусалим небесный и земной» и, как подсказывает название, состоит из двух частей. Правда, первая часть говорит как раз о земном, а не небесном Иерусалиме.


Читателей нужно сразу же предупредить — это именно брошюра, а не капитальный страноведческий (вернее, городоведческий) труд. Для человека, более или менее знающего Священную историю, тут вообще не будет открытий. Читатель не найдет здесь в подробностях рассказанных этапов строительства (и разрушения) города. Выделены только главные моменты сложной истории Святого града.

Книжка эта рассчитана прежде всего на людей, только еще приобщающихся к церковной культуре, желающих побольше узнать о месте, о котором так часто, подробно и возвышенно говорит Библия. Возможно, эта брошюра — неплохой краткий экскурс для людей, который лучше всего дополнить (и восполнить) паломничеством на Святую Землю (если, конечно, такая возможность имеется).

История Иерусалима, изложенная в данной небольшой книге, примечательна тем, что мы погружаемся не столько в «регионоведческое» исследование, сколько в саму Священную историю. Ветхозаветное повествование (собственно, сама Священная история) имеет одну особенность: в нем очень подробно описаны некоторые узловые моменты, ключевые моменты истории иудейского народа, тогда как описание целых периодов времени, не имеющих такого значения, занимает всего несколько строк или вовсе опускается. Описание истории Иерусалима в брошюре строится по такому же принципу.

Основателем Иерусалима назван Мелхиседек, человек, относительно личности которого в древности существовало большое количество версий (вплоть до того, что это был и вовсе не человек, а ангел). Мелхиседек благословил Авраама хлебом и вином на пути его возвращения после битвы с восточными царями. И принял от Авраама десятую часть отнятой добычи. Мелхиседек был не просто царем Салимским, но и священником. Это обстоятельство (как и хлеб и вино, данное им Аврааму) было чрезвычайно важно для христианского благовестия, ведь Христос в Новом Завете именуется «священником по чину Мелхиседекову» (см. Пс. 109:4; Евр. 7:11-22), то есть его священство не родовое (как у левитов), а имеет некое высшее происхождение. С другой стороны, апостол Петр называет христиан царственным священством, народом святым (1 Пет. 2:9), подчеркивая и царское, и священническое (как у Мелхиседека) достоинство каждого христианина. Так что основатель Иерусалима не просто легендарная историческая фигура, он имеет и прямое смысловое отношение к христианскому (и, конечно, иудейскому) учению.

Кстати, и сам Салим (будущий Иерусалим) — это тоже некий смысловой центр. Само название Салим переводится как «мир, согласие», соответственно, Иерусалим — «город мира, согласия». Уже в этом видно и значение Иерусалима — места, откуда в мир, тавтологически в рамках современной орфографии выражаясь, должен прийти мир. А также и место «центра мира» — в талмудической традиции, в частности, именно с Иерусалимом было связано происхождение выражения «пуп земли».

Далее автор-составитель пунктирно останавливается на главных вехах истории святого града — завоевании этого места, где жили иевусеи, царем Давидом, строительстве Храма Соломоном. Но для повествования главным является не историческая канва событий, а то духовное, нравственное значение, которое эти события имели. Например, далее написано: «Но Иерусалим, Град Божий, перестал исповедоваться Господу во благих своих — и понес наказания. Через пять лет после смерти Соломона царь египетский завоевал Иерусалим и отдал его на разграбление; через 150 лет повторно разграбил град Давидов царь израильский. Рука Божия все более и более тяготела над преступным городом: ассирийцы взяли в плен царя Манассию, а когда не стало наконец в городе ни одного праведника, ради которого простил бы Бог граду Своему, Навуходоносор разорил Иерусалим до основания, сжег храм Соломонов и увел евреев в пленение вавилонское (в 5313 году от сотворения мира)».

Вообще история Иерусалима (и еврейского народа) — яркий пример «большого измерения» духовной жизни отдельного человека. Частный человек грешит и кается, падает и встает. То же самое, по утверждению Библии, происходит и с народами (и с цементирующими их городами). Так произошло и с Иерусалимом. После 70 лет рабства евреи возвратились в Иерусалим и начали восстанавливать разрушенный Храм. Через некоторое время начался период «Второго Храма», в один из моментов которого и пришел Христос. Произошло покаяние еврейского народа, и Святой град был вновь возвращен им.

Но далее снова последовали падения. Примечательна, правда, среди них история, произошедшая с Александром Македонским. «В 328 году до Р.Х. полководец Александр Македонский, который, захватывая Палестину, все уничтожал на своем пути, подойдя к стенам Иерусалима и увидев отворенные врата города и Первосвященника иудейского в белых ризах с кидаром на голове и вышитом на нем золотом именем Иеговы (то есть Бога), поклонился перед Первосвященником. “Я отдаю честь не человеку, но Богу”, — заявил греческий полководец своей свите». Эта история призвана показать, что даже величайшие завоеватели древности, выросшие в языческой культуре, склонялись перед лицем Всемогущего Творца.

Конечно же, речь в книге идет и об Иерусалиме времен Христа. Замечательно, что также сей небольшой труд изобилует картами-схемами Иерусалима, а также иллюстрациями главных мест Святого града, связанных с именем Христа.

Чуть более подробно автор останавливается на истории разрушения Иерусалима. Причем и в данном случае для него важнее показать не саму историческую канву, а именно смысловое наполнение этих событий, связав их с евангельским повествованием.

Скажем, он пишет, что Тит взял город во время Пасхи, а многочисленные жертвы разрушения Иерусалима во время гражданской войны 66-70 гг. явились прямым следствием слов иудеев «кровь Его на нас и на детях наших».

В 130 году император Андриан довершил разрушение Иерусалима, на месте которого теперь возникла Елия Капитолина. Поэтому, в частности, в наши дни «путь Христа на Голгофу» не тот, который был у Христа — слишком все подверглось разрушению.

Некоторые «главы» истории Иерусалима пропущены. О последующих событиях, например, сказано только то, что в 628 году император Ираклий освободил Иерусалим и Древо Крестное. Дальнейшая история Святого града в книге не рассматривается.

Книга заканчивается второй частью — Иерусалим небесный. И становится понятным, почему частности истории не интересуют составителя. Для него Иерусалим скорее некая идея, концепт, воплощение глубинных смыслов человеческой и Священной истории, чем географический субъект. Во второй части, правда, приведена только 21 глава Апокалипсиса с небольшими комментариями, где как раз и показано, что такое Иерусалим в «высшем смысле» — в смысле Царствия Божия. Также издание снабжено небольшим словарем трудных для понимания неподготовленного читателя слов.

Думается, что небольшая брошюра «Иерусалим небесный и земной» будет неплохим справочным материалом для всех, кто интересуется историей Святого града и главным географическим вместилищем Священной истории.


Николай Дегтерев, журнал «Православное книжное обозрение»

Теги: