Империя наносит ответный… анализ

  • Автор обзора: Сергей Арутюнов

Суть «имперской идеологии», нещадно обругиваемой сторонниками «незалежности» всех мастей, проста и непреложна: «Вместе – лучше». На языке либеральных экономистов – «минимизация издержек» в силу отсутствия границ, таможен, тонн распорядительных документов. Решительно непонятно, отчего такую ярость вызывают «имперцы» именно в России, отпустившей на «свободу» (читай – «прозябание наедине с геополитическими врагами, маскирующимися под союзников») все республики бывшего Союза ССР…

Для оправдания непомерных высот в экономике (читай – «упадка»), достигнутого освобождёнными из-под «имперского ига» приводятся порой такие аргументы, что от чтения их волосы на голове становятся в позицию бойца кун-фу.

Кого, с той марсианской точки зрения, угнетала Россия? Да всех. Преследовались ли националисты? Да, преследовались, потому что их деятельность напрямую угрожала стране тем самым сегодняшним прозябанием «свободных» её осколков на самых задах цивилизации. Да, кто-то «поднялся» на нефти, кто-то сохранил высоко-технологическую промышленность, но ещё живо поколение тех, кто помнил советские времена, как благодатные. А кто-то – в редчайших случаях живы и они! – помнит ещё и Российскую империю, и ничего дурного в том бытии – даже по рассказам более старших поколений – не видит. «Имперцам» есть, что ответить: раскрывая духовную сущность тех, кто ратовал за развал сто лет назад, и заодно тех, кто ратует за него сегодня, они пишут книги-исследования.

Одно их таких коллективных исследований – «Духовный кризис в русской литературе и революционные потрясения ХХ века» (М.: Снежный ком М, 2020) – представляет собой сборник статей о «Серебряном веке».

«Неприкасаемые»! Сколько раз на независимых исследователей шикали, сколько раз пытались дёргать их за полы одежд, чтобы прошипеть – «Вы не смеете! Эти люди в тысячу раз лучше, талантливее, заслуженнее вас!» - и совершенно напрасно. Никто в «Духовном кризисе…» не сравнивает меры одарённости Ахматовой, Цветаевой, Леонтьева и Розанова. Предпринимается попытка оценить общий модуль, направленность, интенцию и поэзии, и прозы, и статей, и наиболее характерных для времени и среды высказываний.

Оказывается, не всё так уж и хорошо с Серебряным веком: наиболее яркие его творцы – сущие разрыхлители породы, эдакие жуки-короеды, проведшие под имперской корой лучшие годы, уничтожавшие Империю денно и нощно, и погибшие именно в результате «света свободы», пролившегося в дыры изгрызенной ими поверхности. Их героическая гибель, на поверку, оказывается прямым следствием распущенности их нравов, гибельной прихотливости богемных умонастроений, звавших к хаосу, делают вывод авторы сборника статей.


Сборник был представлен 24 января в зале «Московский» Президент-отеля. Инициаторы сборника – Издательский совет Русской Православной Церкви и Комиссия межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации, а главный «мотор» - писатель, профессор Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, лауреат Патриаршей литературной премии Дмитрий Володихин.

По его словам, сказанным на представлении сборника, главенствующее настроение Серебряного века – безбожие, и от него стоит вести отсчёт всему остальному. Ницшеанство и мистицизм, бунтовщичество, мода на самоубийство – вот с каким багажом он победоносно прошествовал по умам, произведя в них полнейший переворот от кисловатого интеллигентского «народничества» к зрелой ненависти ко всем сословиям. Считанные единицы поэтов и писателей противостояли культу ненависти и равнодушия: Алексей Константинович Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Константин Леонтьев, Василий Розанов, Николай Гумилёв.

Обрисовывая свой вклад в сборник, выступили писатели «имперского круга» Михаил Смолин, Наталья Иртенина, Александр Музафаров, Глеб Елисеев. Литературный институт им. А.М. Горького в сборнике представили доцент кафедры литературного мастерства Сергей Арутюнов и выпускница, член конкурсной комиссии конкурса «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва Анастасия Чернова. Также в сборнике приняли участие ещё несколько преподавателей института – Олеся Николаева, Александр Сегень, Юрий Папян.

На представлении сборника присутствовал глава общественного движения «Двуглавый орёл» генерал-лейтенант Решетников, согласившийся с выводами Д. М. Володихина и остальных выступавших.

«Вы делаете большое дело своими статьями и художественными произведениями», – отметил он.


Результаты аналитической деятельности современных гуманитариев, представленные в сборнике, важны в силу того обстоятельства, что мифы, десятилетиями создаваемые вокруг неприглядных – пусть тысячу раз талантливых – явлений культуры когда-нибудь должны беззвучно обрушиться в пропасть. На место мифов о «неприкасаемых» обязана прийти едко горчащая порой, кажущаяся невероятной правда о том, кто в самые отпетые оды всё-таки упрямо строил, а кто сладострастно, безответственно разрушал и звал к разрушению.

Духовная картина Серебряного века куда как зрима в наши дни приблизительно так– обгоревшая дочерна башня пустых надежд на «абсолютную свободу личности», выбитые окна, измазанные нечистотами стены, отсутствие дверей, холод и лёд, каркающее поверху вороньё… Обезображенный самим собой храм погибших иллюзий. Ни золота, ни позолоты. Ни хрусталя, ни стекла.

Может быть, не «имперский дух», но нечто иное когда-нибудь восстановит в людских сердцах понимание того, как следует вести себя на виражах исторического развития, с кем быть, и какой пропаганде никогда и ни за что не поддаваться – вседозволенности, мести, безумия. Если это случится завтра или послезавтра, авторы сборника уверены, что свой малый вклад в такое понимание они уже внесли, и ещё внесут.