Ищите Христа, а не Христовых
- Автор обзора: Александр Евсюков
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Небо нашей жизни. Бог, Человек, Церковь – М.: Эксмо, 2017. – 336 с. Тираж 6000 (Православная библитека)
От книги митрополита Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, неподготовленный читатель мог бы с известной долей опаски ожидать сложного богословского трактата на темы безусловно важные, но отнюдь не очевидно связанные с частной жизнью человека, только начинающего свой путь воцерковления.
Однако, вчитавшись, вскоре обнаруживаешь, что книга выстроена как неспешная сокровенная беседа, где пастырь без утайки и умолчаний пробует найти верные взвешенные ответы на самые насущные вопросы как верующих, так и тех, кого обуревают многочисленные сомнения. «Что такое чудо? Как распознать замысел Божий о себе? Может ли христианин считать, что у него есть судьба? Как соотносятся между собою судьба и вера? Как христианин относится к смерти? Как перенести смерть близкого человека? <…> Есть ли у Церкви связь с целительством? Может ли христианин служить в армии, ведь есть заповедь «не убий!» Это лишь небольшая часть тех вопросов, на которые я попытался ответить».
Книга состоит из шести частей, в свою очередь поделенных на небольшие главки (например, «Кто такой – ближний?», «Об атомной бомбе, интеллектуалах и Алеше из Старого Оскола», «Разные лики любви: агапе, филадельфия, сторге, эрос», «О самом тайном и самом важном»). Однако жесткого тематического каркаса здесь нет и разговор о схожей проблематике может возобновиться спустя десятки страниц.
Сам автор напутствует свой опубликованный труд так: «Пусть эта книга напоминает мозаику. Но из мозаики, обожженной в печи, создавались и создаются иконы. Эта книга тоже будет такой мозаикой – и немного иконой, сохранившей мерцание вечности».
По прочтении хочется уточнить, что структура книги ещё сильнее, чем мозаику, напоминает витраж: разноцветный, вмещающий в себя примеры и случаи из многих судеб; витраж, сквозь который к нам обязательно проходит небесный свет. И проходит он и через пример пророков, чей опыт пережит и переосмыслен, и через живых людей, наших современников: таких, как монах Аникита, воспринимающий своё страдание как благословение на то, чтобы помогать людям; или как старец Алексей, прозванный Алёшей из Старого Оскола, и воплотивший смирение, как не остывающее душевное тепло и любовь к людям.
Первый совет и важнейшее предостережение, которым делится автор: «Надо всегда искать Христа, а не Христовых». Потому что всегда, когда человек начинает искать не Христа, а Христовых, то есть людей, его будет ждать и разочарование, и опустошение». Эта мысль повторяется в книге много раз. По грехам, проступкам и слабостям отдельных людей может возникнуть превратное впечатление, что и сама Церковь бесполезна, что она – лишь напрасный ограничитель человеческой свободы. Но настоящий глава Церкви – не земные служители, не иерархи, а сам Христос. Именно Он утверждает и освящает всё «здание» Церкви, именно Его волю необходимо искать и Его примером укрепляться.
Каждому христианину известно, что от Бога нельзя ничего укрыть ни в голове, ни в сердце. Поэтому важно всегда помнить, что пост и даже молитва – не цели, а самые эффективные средства, чтобы стяжать любовь и духовные богатства. Пост свидетельствует о готовности человека пожертвовать себя Богу. Однако важнее – как и для кого приносится жертва? «Так, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы казаться людьми постящимися», – учил Христос.
В книге не раз подчеркивается мысль о том, что внутренний душевный мир человека, как сосуд, и, соответственно, только активность на поприще добрых дел – единственно возможное противоядие от лени, скверны и, в итоге, потакания злу. Как сказано в Книге Бытие: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Ветхозаветный Каин, оказавшийся не в силах господствовать над грехом, вскоре совершил братоубийство, за что был первым из людей проклят Богом.
В книге доходчиво разъясняются появление и насущный смысл многих церковных Таинств, обрядов и праздников. Причем, по мысли автора, многие установления являются результатом своего рода «сотворчества» Бога и всей душой обращенных к нему людей. «Само появление этой формы исповедания православной веры, состоящей из двенадцати членов – это результат и поиска, и Божественного вдохновения».
Удивительно, но в этих честных и глубоких размышлениях из-под мыслей и чувств автора как будто сами собой пробиваются ростки поэзии. Так совсем неслучайной видится опоясывающая смысловая рифма в завершающем книгу Указателе: первое понятие «альтруизм» противостоит финальному «эгоизму»;
тогда как второе «атеизм» как бы замирает напротив предпоследнего – «христианства».