Исполни заповедь любви

  • Автор обзора: Телеканал Союз

По причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь, — говорит Слово Божие о знамениях последних времен (Мф. 24, 12). Но и во все времена следствием беззаконий становилось оскудение любви и распространение злобы. Мир лежит во зле, и каждый человек замечает во круг себя, да и в самом себе эти страшные плоды греха: любовь уходит, а на ее место заступают неприязнь, вражда, ненависть. Мы блуждаем в греховном мраке, часто не находя ответа на самые насущные вопросы, не осознавая высокого смысла своей жизни — достижения Царствия Небесного. А ведь Царствие Божие совсем рядом, более того, оно внутри нас (ср.: Лк. 17,21). Так что же делать, чтобы вырваться из ада греха и обрести блаженство любви? Ответ на этот вопрос можно найти в творениях святого праведного Иоанна Кронштадского, избранные наставления которого представлены на страницах книги «Исполни заповедь любви». Она вышла в свет в Издательстве «Отчий дом».


Книга - «Исполни заповедь любви» - содержит выдержки из поуче ний, бесед, слов святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, прославленного Русской Православной Церковью в 1990 году. Открывает сборник краткий биографический очерк ( c .5-14) , в котором говорится, что родился святой Иоанн в ночь на 19 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии, расположенном на берегу реки Пине ги. Его отец был в этом селе причетником. Мальчик родился болезненный, слабый, и в ту же ночь был крещен, в ожидании скорой его смерти. Рос мальчик в крайне бедной обстановке. Он был всегда молчаливым, сосредоточенным, живя своим внутренним миром.

С детства в нем обнаружилась та вдохновенная поэтическая черта характера, которая сохранилась в батюшке доныне (очерк был написан при жизни отца Иоанна). Его восхищали величие церковного богослужения или красота природы, обнаруживающая на каждом шагу неисповедимую премудрость, благость и величие Творца. На шестом году мальчик стал учиться грамоте, на десятом был отвезен в Архангельское духовное училище, отсюда перешел в семинарию, курс которой окончил в 1851 году. Еще в годы учебы отец Иоанн испытал на себе самом силу молитвы. Он был сначала неуспевающим учеником, учение давалось ему с трудом и на него нападало по временам детское отчаяние в возможности достичь успехов в учении. Но, с детства привыкший прибегать во всем за помощью к Богу, он в тяжелые минуты, обыкновенно ночью, когда все воспитанники спали, изливал свое детское горе пред Богом, умоляя о просветлении своего ума. Молитва и слезы приносили успокоение, поддерживали бодрость в терпении, в труде над тем, что другим давалось легко. Однажды, после такой ночной молитвы, он почувствовал, будто завеса спала с его очей, и с тех пор успехи его стали возрастать.

Из семинарии Иван Ильич Сергиев, как лучший воспитанник, был послан, по обычаю на казенный счет, в С.-Петербургскую духовную академию, которую и окончил через четыре года, в 1855 году, со степенью кандидата богословия. Учась в Академии, он занимал должность письмоводителя, и все свое жалованье, по девять рублей в месяц, отсылал овдовевшей матери. В Академии он оставался таким же сосредоточенным, живущим обособленной, внутренней, духовно-созерцательной жизнью; любил гулять один по бесконечной аллее академического сада; желал миссионерской деятельности. Один раз во сне он увидел себя священником, служившим в кронштадтском Андреевском соборе, в котором до того времени никогда не был, не был и в самом городе Кронштадте. Через несколько дней ему предложено было вступить в брак, после чего стать священником при этом самом соборе, на что он и согласился.

При первом своем служении в соборе, 12 декабря 1855 года, отец Иоанн говорил: «Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей; чувствую свою немощь и не достоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию , «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то и Господь, вос становляя отрекшегося ученика в звании апостола, троекратно спросил его: любиши ли Мя, и после каждого ответа его: люблю Тя, повторял ему: паси овцы Моя, паси агнцы Моя (ср.: Ин. 21,15-17). Любовь — великая сила: она и немощного делает сильным, и малого великим, и незначительного достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви; да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым!»

С первых же дней своего священнического служения молодой кронштадтский батюшка обнаружил особенную любовь к постоянной проповеди, к частому совершению богослужения, к благотворительности. За каждым богослужением он неизменно читал проповедь или своего сочинения, или по печатной книге; с охотою вызывался отправлять чреду за своих сослуживцев. Безоговорочно во всякое время шел по духовным требам к многочисленным кронштадтским беднякам, в лачуги, подвалы, и не любил покидать их тотчас же по совершении положенных молитво словий. Нередко подолгу оставался в бедном доме, охотно беседуя с бедняками, страждущими и отверженными, не брезгуя по их приглашению разделить с ними скудную и не очень опрятную трапезу. Иногда приходилось отцу Иоанну попадать в бедную семью, пораженную нищетой и болезнью, где некому было сходить за хлебом, не на что было пригласить врача, купить лекарство. Т огда батюшка сам отправлялся в лавочку, в аптеку, покупал провизию, лекарство, приглашал доктора и оставлял свои последние копейки в бедном доме, ведь будучи молодым священником, он получал совсем небольшое жалованье.

Такое поведение отца Иоанна вызывало среди многих лиц, не знакомых с тяжестью крайней нищеты, насмешки. В собственной его семье звучали укоры и упреки, но отец Иоанн не падал духом, находя для себя удовлетворение в той искорке Христовой любви, которая затеплилась и все более более разгоралась в его сердце чрез общение со страждущими и отверженными. Одушевленная фигура молодого батюшки, с неуловимым взглядом его пронзительных глаз, скоро стала известна всему городскому населению. Всегда как-то особенно стремительно шествовал он по улицам города со сложенными крестом на груди руками. Многие смеялись над батюшкой, обзывали его юродивым; но страждущие, неимущие, обремененные всякого рода несчастьями, которых так много на злополучной земле, получали от него духовную и материальную помощь. Именно они на своих плечах вынесли его имя из-под града насмешек, кривотолков, осуждения и взнесли на высокую гору славы.

Еще немалую пользу принесли православному миру духовные сочинения отца Иоанна. Его проповеди и дневник — как только появились в печати, сразу же заслужили в духовно-ученом мире полное одобрение и принесли отцу Иоанну высокое звание по четного члена двух духовных академий — петербургской и московской. Простые, ясные, чистые, зарожденные в глубине его чистого сердца, проникнутые детски простою, ясною, неколебимою верой сочинения отца Иоанна успешно ведут к тем же высотам веры, к каким стремится и бого словствующий ум, достигая их только по сле долгих и тяжких усилий. Жемчужины духовного слова отца Иоанна собраны и в этой книге. И вот первое из них. «Наставление христианам» (c.15). «Веруй несомненно, христианин, в Го спода, в Его благость, всемогущество, премудрость, вездесущие; проси, нимало не колеблясь, что нужно на потребу, и получишь: всё, — говорит Господь, — чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22). Исповедуя грехи свои, удаляйся от дел тьмы, твори дела света, — и вера с покаянием оправдает тебя и покажет тебя причастником вечной славы. Побеждай и рассевай сомнения, возникающие в тебе и навеваемые на твою душу духами лукавства или людьми неверующими, отревай неверие, господствующее в мире, держись Евангелия и Церкви, этого непоко лебимого столпа Истины, которую и врата адовы не одолеют вовеки (ср.: Мф. 16,18): и блажен будешь своею верою».

И еще одно из наставлений отца Иоанна, которое будет очень полезно услышать в дни наступившего Петрова поста (с.68-69). «Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царствие Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? — Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные. А на земле — в продолжение немного более семидесяти лет жизни только почти и ви дишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15,50), потому что Царствие Божие несть брашно и питие (Рим. 14,17)». Вот такое наставление кронштадтского пастыря, которое в числе прочих вы найдете в этой книге.

***

Наставления праведного отца Иоанна Кронштадтского, собранные в этой книге, учат нас вере, покаянию, открывают нам нравственные ценности и призваны помочь христианину в его духовном возрастании. Живое горячее слово святого Иоанна мудро и ясно отвечает на вопрос: как обрести блаженство любви? Оно не только учит жить по-христиански, но влечет к исполнению заповедей о любви к Богу и ближнему — с несомненной верой, с непоколебимой надеждой. И несмотря на умножающиеся беззакония, с нами остаются сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13,13).


Телеканал "Союз"

Теги: