Источник живой воды: Жизнеописание праведного Иоанна Кронштадтского

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Источник живой воды: Жизнеописание праведного Иоанна Кронштадтского

М.: Отчий дом, 2022. — 784 с., ил.


«Евангелие - живая вода для души, я освящаюсь и просвещаюсь Словом Божиим, Господь беседует со мной!» Так говорил великий молитвенник и чудотворец, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, который сам стал воистину «источником живой воды» для русского народа, ревностным пастырем Церкви Христовой, пророком, явленным нашему Отечеству в годину великих испытаний. О праведном Иоанне Кронштадтском написано немало и книг, и статей. И мы сегодня предлагаем вашему вниманию книгу, которая также посвящена Всероссийскому пастырю. Но написана она была в начале 20 века, а ее новое издание вышло в 2021 году в издательстве «Отчий дом». Называется книга – «Источник живой воды. Жизнеописание праведного Иоанна Кронштадтского».


1. Предлагаемое читателю описание жизни и деятельности святого, составлено редактором и издателем журнала «Кронштадтский маяк» Николаем Ивановичем Большаковым, непосредственно близко знавшим отца Иоанна. Книга представляет собой отражение еще прижизненной славы и всенародного почитания Угодника Божия. Основанная на многих документальных источниках, она наиболее полно раскрывает фактическую сторону жизни Светильника земли российской и предлагает богатый и уникальный в своем роде фотографический материал.

2. Достаточно подробно освещаются события, малоизвестные православному читателю по другим изданиям: напутствование о. Иоанном умирающего Государя Императора Александра ІІІ-го; борьба с нарождающейся революционной смутой; последние годы земной жизни; кончина и погребение, а также первые свидетельства чудесной помощи у гробницы святого. Впервые после революции репринтное издание книги было подготовлено к печати в 1995 году и получило прижизненное благословение приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Данное издание является первой современной публикацией обширного труда Н.И. Большакова; книга снабжена необходимыми примечаниями и аннотированным указателем имен.

3. В предисловии книги Николай Иванович также отмечает, что еще при жизни знаменитого вселенского молитвенника и чудотворца, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, стало появляться в печати много крупных и мелких произведений, посвященных его биографии, пастырским подвигам, чудотворениям и т.д. Большаков выделяет наиболее известнее из них: это капитальный труд епископа Каширского Евдокима «Два дня в Кронштадте», обстоятельную биографию батюшки, составленную бывшим доцентом Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандритом Михаилом, труд С. Животовского: «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским», произведение С.И. Цветкова: «Отец Иоанн Кронштадтский и чудодейственная сила его молитв»; и другие. Все эти произведения, по словам автора, так или иначе, сходствуя друг с другом в разных заимствованиях, в то же время и дополняют друг друга теми или иными сведениями и подробностями.

4. Точно так же и мы, - говорит Николай Иванович, - в нашем труде, предлагаемом благосклонному вниманию православных верующих читателей, с одной стороны, многое заимствовали у вышеупомянутых писателей, с другой стороны, - у нас есть многое такое, чего не находится в перечисленных трудах. А именно: мы с особым вниманием останавливались на моменте начального прославления отца Иоанна, на этом переходе от скромной доли смиренно-верующего священника к славному уделу всероссийского молитвенника и вселенного светильника. Затем почти во всех вышеперечисленных трудах слабо и кратко отмечено пребывание дорогого батюшки в октябре 1894 года в Ливадии, у одра умирающего приснопамятного Государя Императора Александра III. В этой же книге это изложено с обстоятельной подробностью.

5. Равным образом, в книге много страниц посвящено образу борьбы отца Иоанна с революцией, обстоятельно описаны ближайшие годы пред его земной кончиной, кончина и погребение, чудеса при гробнице отца Иоанна и так далее. Автор также благодарит старицу игумению Таисию, за изданные ею воспоминания об отце Иоанне и письма отца Иоанна к матушке. «Мы, - отмечает Большаков, - сделали все, что могли. Пусть могущие сделать лучшее, сделают лучшее». Но чтоб оценить достоинства этой книги, ее конечно, нужно прочитать. Познакомиться с полным ее содержанием читатели смогут сами, мы же остановимся на главе, которая рассказывает о том, как отец Иоанн относился к своему пастырскому служению.

6. Как отмечает автор, «нет нужды скрывать, что некоторые, принимая священный сан, не думают много ни о чем. Их душа не наполняется чувством горячей ревности, служения Христу даже «до крове». Их взор не простирается в далекое будущее, когда их вера будет подвергаться всякого рода искушениям и испытаниям. Не всегда даже во время хиротонии бывает ясна в их сознании великая идея пастырского служения. Но не с такми думами и чувствами приступал к этому служению отец Иоанн. Он смотрел на пастырское служение, как на высочайшее служение на земле, высшее всех других служений. И его высокие думы о пастырстве остались думами, не развеянными никакими невзгодами до конца его земной жизни.

7. Какие чудные строки о пастырстве мы, по словам автора, находим в «Дневнике» отца Иоанна. «Священник, - пишет батюшка, - это Ангел Господа Вседержителя. … И действительно, священник должен быть как ангел: воспарять выше земного, быть выше житейских пристрастий, беспрестанно возвещать величие и славу Божию в церкви Божией людям Его, возвещать волю Его, быть хранителем и провозвестником вечных заповедей Божиих. Священник должен отличаться мужеством, неустрашимостью, быть выше всякого лицеприятия и неправды, должен уподобиться ангелам по своему постоянному воздержанию, чистоте, неусыпному бдению о вверенном ему от Господа залоге – о бессмертных душах человеческих».

8. Вообще, по мнению отца Иоанна, «священник должен быть врачем людей духовным и телесным, утешителем печальных и скорбящих, заступником невинно гонимых, особенно вдов и сирот, и помощником для всех. О как должен быть высок духом и горяч любящим сердцем священник!» - отмечал отец Иоанн, и так он сам относился к пастырским обязанностям с первых и до последних дней своего служения. Об этом свидетельствуют и его собственные записи в дневнике, и воспоминания современников, которые в том числе собраны на страницах этой книги.

***

В письме от 31 октября 1906 года к игумении Таисии отец Иоанн отмечал: «Ты знаешь, как ко мне благодатию Божией стремится народ - и старый и малый, как дети меня встречают с радостью, подобно как некогда Христа еврейские дети встречали с радостью, с торжествующими лицами и песнями. Так и ныне везде простые люди и незлобивые дети встречают меня с радостью. Что это значит? Значит, что благодать Божия живет во мне и всех простых сердцами влечет ко мне, а через меня к Богу, Которому я служу». Завершая этими словами предисловие книги, Николай Иванович Большаков выражает надежду, что эта книга хоть на несколько мгновений возвысит православного читателя над житейской суетой и перенесет его в возвышенный мир, обвеянный благодатной атмосферой великого светильника земли Русской.

Телеканал "Союз"/У книжной полки