История одной старушки
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: История одной старушки
- Автор книги: монахиня Амвросия (Оберучева)
М.: Сибирская Благозвонница, 2016. — 848 с.
Есть такое распространенное в современной духовной литературе выражение: кончилась жизнь - началось житие. Между тем граница, как будто неизбежно возникающая от столкновения двух похожих слов: жизнь, житие, - прочерчивается совсем не всегда, совсем не во всех святых судьбах. Взять к примеру жизнеописание матушки Амвросии, в миру Александры Дмитриевны Оберучевой. Монахиня и врач, она написала историю своей «многолетней жизни», которая, быть может, со временем войдет в историю как самое настоящее житие. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную по дневникам матушки Амвросии, которые она вела всю жизнь и привела в порядок, дополнила по просьбе близких незадолго до кончины. Книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки».
1. Как говорится в предисловии книги, перед нами книга, составленная на основе записок из жизни «одной старушки», русской монахини — Александры Дмитриевны Оберучевой (в монашестве Амвросии), на долю которой пришлось пережить одну из самых тяжелых эпох в истории России. Она родилась 4 апреля 1870 года, а скончалась 9 сентября 1944-го. Между этими датами уместились несколько революций, войн, большевистский террор, разруха и голод. Но книга не об этом. Внешние события лишь помогают раскрыться душевным качествам героини. Просто и даже как-то обыденно повествует она о своей жизни, а читателя с самого начала не покидает чувство, что это не простой человек, а истинная подвижница.
2. По словам издателей, всю свою жизнь матушка Амвросия скромно и тихо исполняла великую заповедь о любви к Богу и ближним. С юности она не позволяла себе ни одной минуты праздности, душа ее находилась в непрестанной работе, а сердце и всю себя отдавала она людям, забывая о собственном покое и нуждах. Где бы она ни жила, ее дом всегда служил прибежищем для тех, кто находился в болезни или скорбных обстоятельствах. Но главным ее делом помощи ближним, наряду с монашеским молитвенным подвигом, стало врачевание больных, что наиболее отвечало ее душевной потребности. Именно специальность врача, специальность профессионального служения людям Александра Оберучева выбрала в начале своего жизненного пути.
3. В 1897 году она поступила в только что открывшийся в Петербурге Женский медицинский институт. Обучаясь там, Александра Дмитриевна столкнулась с революционными настроениями, которыми была охвачена студенческая молодежь. Как человек глубоко верующий и с крепкими убеждениями, девушка не могла принимать участия в студенческих забастовках и митингах, а продолжала исправно посещать занятия в институте, хотя это могло грозить ей смертью. Удивительно, но этим она заслужила уважение среди студентов, которые тщетно пытались обратить ее в «свою революционную веру». Уже тогда Александра Дмитриевна встала на путь несогласия с «духом времени», бунтующим, корыстным, себялюбивым, которым управлял «князь мира сего».
4. В годы всеобщего атеизма она едет в Оптину пустынь и находит духовное окормление у последних старцев прославленного монастыря отца Анатолия (Потапова), а после его кончины у отца Никона (Беляева), чьи наставления она подробно приводит в своих записках. Уже работая земским врачом, Александра Дмитриевна одно время проводила при церкви религиозно-патриотические чтения для народа, за что ее даже намеревались убить. Перед революцией русское общество в своей массе настолько оторвалось от христианских ценностей, что нежная забота и любовь между Александрой и ее матерью Оберучевыми, частые посещения священником больной матери-старушки дали повод к тому, что в них увидели «сектанток». Но все оскорбления и тяготы сносились ими терпеливо и с благодарностью Богу.
5. По словам издателей, внутренним побуждением будущей монахини было всегда находиться там, где нужда и боль. В 1914 году началась война — и Александра Оберучева с санитарной сумкой едет к месту первого боя. И если некоторые из медперсонала для своего удобства перевязывали только тех раненых, которые сами могли прийти, Оберучева сама шла в бараки к умирающим и оказывала помощь тем, кого еще можно было спасти. Воспринимая жизнь как отказ от самой себя, она совершенно естественно приходит к выбору монашеского пути. В 1919 году, когда повсеместно начали закрываться монастыри, она принимает монашеский постриг от старца Анатолия с именем Амвросии и входит в число сестер Шамординской обители.
6. После разгона монашествующих матушка с несколькими сестрами поселяется в Козельске, но судьба ее, как и всех открыто исповедующих Христа, была предрешена. В 1929 году во время допроса в тюрьме сочувствующий следователь сказал: «Вины у вас никакой нет. Если бы вам немного поменять внешность...», — намекая на то, что, откажись она от монашеской одежды, это облегчило бы ее положение. Но монахиня Амвросия на это ответила: «Я уже на краю гроба, могу ли я менять свои убеждения?» Выбор был сделан - последовала ссылка в Архангельскую область. Но и там не оставила она своего главного жизненного послушания, оказывая всестороннюю помощь ссыльным. Многие запомнили ее согбенную фигурку в Великом Устюге, где она собирала по городу необходимые для ссыльных вещи, продукты, гостинцы. При этом лицо ее всегда было озарено светом и любовью к людям.
7. В 1933 году по состоянию здоровья и по возрасту монахиня Амвросия получила освобождение и через некоторое время поселилась в Сергиевом Посаде, но и здесь она не имела постоянного пристанища, жила в скудости, и условия жизни оставались тяжелыми. Так до конца дней вел ее Господь путем скорбей. К сожалению, матушке Амвросии не удалось окончить свои записки. Во время войны её здоровье сильно пошатнулось. Трудно было сосредоточить внимание на записях. Путь ее становился все теснее, условия жизни все тяжелее. Уступая просьбам своих близких, она старалась закончить свои воспоминания, но написала всего лишь одну небольшую тетрадочку — и эта тетрадь была последней.
8. Записки эти были написаны в 1934-1941 годах. Составлены они по отдельным (чаще кратким) записям и заметкам, которые матушка вела в течение многих лет. Просматривая их, она легко восстановила в памяти все события, встречи, подробности и свои переживания и мысли. По настоянию многих читателей «Записок» было решено собрать некоторые недостающие сведения и дополнительно описать последние тяжелые годы монахини Амвросии. Рассказ об этом вы найдете в приложении книги. Там же представлены молитвы, записанные матушкой Амвросией.
***
В этом издании без сокращения публикуются автобиографические записи монахини Амвросии (в миру Александры Дмитриевны Оберучевой). Полное их название звучит так: «Записки из многолетней жизни одной старицы, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий». Пережив Первую мировую войну, революцию, войну гражданскую, арест и ссылки, матушка Амвросия сохранила и приумножила крепкую веру, любовь к Богу и людям, мужество и верность своим идеалам. Будучи достойной ученицей последних Оптинских старцев, она воплотила в жизни их заветы и наставления, являя собой светлый пример для своих современников и христиан последующих поколений.
Телеканал "Союз"/У книжной полки