Из истории христианской педагогики

  • Автор обзора: Варвара Каширина

«Методика Закона Божия» 

Автор: Протоиерей Александр Дернов

В начале 1913 года, когда по всей стране торжественно отмечалось трехсотлетие дома Романовых, настоятель Санкт-Петербургского Петропавловского придворного собора протоиерей Александр Дернов передал императору свое сочинение «Методика Закона Божия», посвященное христианской педагогике.

Автор книги — протоиерей Александр Александрович Дернов (1857-1923), ревностный служитель Престола Божиего, который принимал активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, прово- дил внебогослужебные беседы с прихожанами. 

В январе 1884 года молодого талантливого проповедника пригласили преподавать Закон Божий детям Великого князя Владимира Александровича, дяди последнего императора. Несколько лет, до 1899 года, батюшка давал уроки Великим князьям Кириллу, Борису и Андрею Владимировичам и Великой княжне Елене Владимировне.

9 мая 1899 года отец Александр был возведен в сан протоиерея митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским). 1 июня того же года назначен на должность настоятеля Петропавловского собора. 

Отец Александр продолжал проводить от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения внебогослужебные беседы о трезвости в храмах Общества: Иоанно-Предтеченском на Нюстадтской улице, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в Троицком соборе на Стремянной, материально помогал бывшим пьяницам, встающим на путь исправления. 

Современники говорили об отце Александре, что «он близок по духу и чувству к приснопамятному отцу Иоанну Кронштадтскому, унаследовал от него то молитвенное благоговеинство, дерзновение правды Божией, которое дается при необычайном личном смирении, кротости и любвеобильности». После кончины отца Иоанна его почитатели основали «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского», утвержденное 17 марта 1909 года, председателем которого стал протоиерей Александр Александрович Дернов. 

4.png

— Что Вы стремитесь достичь посредством проповедей? — спрашивали отца Александра светские журналисты. 

— Я стремлюсь привить у пасомых любовь к духовному просвещению, любовь к Богу, к вере, к благочестию, к Православной Церкви, любовь к ее чадам, нуждающимся в чистом свете истины и желающим жить трезво. 

— Приносят ли Ваши проповеди успех? 

— Залогом успеха являются воодушевляющая любовь и преданность делу. Часто даже великие таланты не имеют первенствующего значения, потому что формальное, хотя бы и безупречное исполнение своих обязанностей, без глубокого сочувствия к тому делу, к которому призван, может только на время поддержать это дело, но никак не сообщить ему жизнь и поступательное движение вперед. Животворящим духом во всяком человеческом служении является любовь, пробуждающая в человеке самоотверженную энергию и настойчивость. Любовь эта особенно необходима в деле раскрытия, уяснения и проповедования божественной истины. 

— О какой любви Вы говорите? 

— Ничем иным, как только истинною христианскою любовию, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, все терпящей и николиже отпадающей можно явить плодотворную работу. Эта любовь не вызывается стремлением достигнуть каких-нибудь житейских выгод, материального довольства, или громкой славы. Труды наших пастырей чуждые всяких самолюбивых расчетов и доходят иногда до полного самоотвержения, становятся своего рода подвижничеством с великими лишениями и с забвением собственной личности. 

Большая педагогическая практика позволила отцу Александру подготовить издания, которые стали значимыми для преподавания Закона Божия и не потеряли своей актуальности до сих пор. 

В 1901 году вышли «Лекции по Закону Божию, читанные на Педагогических женских курсах законоучителем священником А. А. Дерновым»1. Это издание оказалось настолько востребованным читателями, что разошлось всего за 10 месяцев. 

Как отмечал впоследствии сам отец Александр, книга явилась плодом восьмилетнего труда на педагогических курсах и «представляла собой первый опыт курса методики Законы Божиего, не только проведенного, но и обоснованного церковно-исторически»2.

В отзыве, опубликованном в «Прибавлении к Церковным ведомостям», отмечалось: «очень быстрое распространение первого издания книги и отзывы духовной печати о первом издании располагают всякого, интересующегося постановкою Закона Божиего в светской школе, отнестись и к настоящему с усиленным вниманием»3.

В библиографической заметке в журнале «Вера и Церковь» отмечали, что «названная книга действительно есть курс методики Закона Божия и существенным своим содержанием резко выделяется в лучшую сторону из книг подобного рода. <…> Дай Бог, чтобы книга не только широко распространилась. А и возымела свое практическое действие на улучшение и возвышение такого святого дела, как религиозно-нравственное воспитание детей в духе веры и Церкви Православной»4.

Уже в марте-апреле 1902 года вышло второе издание книги, встреченное также положительными откликами в церковной печати.

В 1913 году вышло третье издание книги, которое получила название «Методика Закона Божия: Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании». 

В то время в русском обществе усиливалось настроение безверия и протеста против существующего государственного строя. 17 апреля 1905 года был издан «Указ об укреплении начал веротерпимости», где впервые в Российской истории законодательно утверждались права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания. Этот закон крайне негативно был встречен в церковных кругах. Выражением общего мнения православных иерархов стало заявление епископа Полтавского Иоанна (Смирнова) о том, что указ даровал «полную самостоятельность для всех общин инославных и иноверцев, предоставив им устраивать свою внутреннюю жизнь с наибольшим для себя удобством. Православная Церковь в сем отношении теперь находится в менее благоприятных условиях, так как она лишена <...> покровительства от государства и в то же время не получила от него для себя полной свободы»5.

Такие же тревожные мысли звучат и у отца Александра, когда он определяет свою задачу как автора учебного пособия: «К великому несчастью, многие и многие родители ныне сами страдают заразою неверия и в таком духе, конечно, воспитывают и своих детей. Какую же помощь окажут они школе в ее стремлении воспитывать их детей? Немудрено, что с предоставлением “свободы слова” подобные родители не только в частном разговоре, но и на родительских собраниях определенно стали выражаться отрицательно на вопрос о преподавании Закона Божиего. <…> Мы все живем под гнетом ужаса всеобщей расшатанности, нравственной слабости, беспринципности. Число преступлений, часто никем не объяснимых, бессмысленных, все больше и больше увеличивается. Грабежи, убийства, самоубийства освещают кровавым заревом наш путь <…> к прогрессу. Часто налагают на себя руки молодые люди, пришедшие к грустному сознанию, что “слабым” нет места в современном обществе. <…> Но где же сильные? Бесхарактерность, безволие подтачивают несчастного современного человека, убивают его лучшие порывы. <…> Враги веры и Церкви, открытые отступники от Христа выступают с преступными, бессмысленными, богохульными речами; а у верующих смелости недостает даже просто заявить свой против них протест. Многие светские люди глубоко верят в Бога и во все, чему учит Православная Церковь, но в обычное время стесняются обнаруживать эту веру, ибо быть религиозным в светских кружках считается смешным и признаком дурного тона»6.

Отец Александр был твердо убежден в том, что «где нет религии, там нет ни ума, ни добра ни в ком, — будь то гимназисты и студенты, — будущие отцы, или — гимназистки и курсистки — будущие матери одного из следующих поколений русских»7.

«Методика Закона Божия» отца Александра состоит из 3-х частей.

Часть первая «Записки по методике начального обучения Закону Божиему» содержат: примерные темы для практических уроков по Закону Божиему, заметки по поводу практических уроков, примерные уроки и разбор их.

Часть вторая «О задачах и главнейших средствах истинно христианского воспитания» (по святоотеческому учению) содержала обзор учения о воспитании с ветхозаветных времен.

Часто третья «О задачах и главнейших средствах истинно христианского воспитания» (по воззрениям учителей Русской Церкви) содержала обзор воззрений о воспитании, начиная с времен Древней Руси до С. А. Рачинского и К. П. Победоносцева. 

Важным вкладом в историю педагогической мысли является включение в пособие важнейших психолого-педагогических воззрений учителей и святителей Русской Церкви: святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического, архиепископа Херсонского и Одесского Никанора (Бровковича), архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева), святителя Феофана Затворника), протопресвитера И. Л. Янышева, святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского).

В пособии содержится анализ взглядов мыслителей XIX века: К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Ю. Ф. Самарина, И. С. Аксакова, М. Н. Каткова, Н. П. Гилярова-Платонова, П. Д. Шестакова, Ф. М. Достоевского, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, К. Н. Бестужева-Рюмина и других. 

Среди важных источников христианского воспитания рассмотрены работы святителя Феофана Затворника. 

Обязанности в отношении детей, которые выделены в трудах святителя Феофана, а затем подробно пояснены — «чаять детей, хранить целомудрие и здоровье, заботиться о достатке, радоваться дитяти как дару Божию, освятить его таинствами, а затем блюсти, как святыню, заботиться о воспитании тела по плану, с целью, а особенно — души: ум, нрав и благочестие. Ум сам развивай или учитель, нрав — собственным примером; приучением к молитве развивать сознание, что дитя — христианин; остерегать от беспутного чтения; приготовить к знанию; навыкать приличию в слове, одежде, положении стана, держании себя пред другими. Скромной благопристойности; учить искусствам и мастерствам, воспитывать трудолюбие, любовь к порядку, добросовестную исправность, а главное дух благочестия. Пристроить детей после воспитания, и после этого руководить ими с любовию истинною, трезвенною, с благоразумной снисходительностью, но без поблажки, лучше с некоторою строгостью, но и со справедливостью. <…> 

Обязанности детей — любовь к родителям, почтение и покорность, чествование в сердце, не оскорблять родителей лично и перед другими, дорожить родительским благословением, упокоение родителей престарелых»8.

Сразу после выхода книги накануне торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, отец Александр передал свой труд императору Николаю с дарственной надписью: «Его Императорскому Величеству Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу. Верноподданный протоиерей Александр Дернов. 7-го Февраля 1913 года».

Нам удалось поработать именно с этим экземпляром книги. Видно, что этот экземпляр книги был изготовлен с особым старанием, и, возможно, в единственном экземпляре, — книга в кожаном переплете с золотым тиснением и золотым обрезом.

На обороте обложки отпечатан экслибрис с надписью: «Собственная библиотека Его Величества. Зимний дворец». А на груди двуглавого орла под короной вензель: Н II.

67.png

Известно, что у императора Николая II была обширная библиотека, а семейное чтение — чтение вслух, было одним из любимейших занятий в семье. Император очень требовательно относился к подбору книг, многие книги не только просматривал, но и внимательно изучал. И, конечно же, книга, посвященная вопросам христианского воспитания, не могла остаться незамеченной. 

Отец Александр подготовил также другие книги по христианской педагогике: «Об обязательности и важности для христиан чтения и изучения слова Божия и других душеспасительных, религиозно-нравственных книг»9, «Руководство для чтения повествований священной истории Ветхого и Нового завета по тексту св. Библии, в хронологическом порядке, с указанием самых мест священных книг, откуда взяты повествования»10. Подготовил биографии святителя Московского Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова)11. Под его редакцией вышли книги о А.С. Хомякове12, семье Аксаковых13, игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой)14 и других.

В своих проповедях и печатных сочинениях отец Александр всегда отстаивал христианские ценности, особенно когда это касалось вопросов семьи и воспитания. Решительно он выступил против взглядов о семье В. В. Розанова, выпустив брошюру с говорящим названием «Брак или разврат? <…> Отпор на призыв к бесформенному сожитию или, вернее, к половой разнузданности и охранение святости брачного союза»15.

17 февраля 1915 года отец Александр был назначен заведующим придворным духовенством и возведен в сан протопресвитера собора императорского Зимнего Дворца и Московского Благовещенского собора. С 24 октября того же года он постоянно присутствовал на заседаниях Святейшего Синода. 

С 1 апреля 1918 года он оказался без средств к существованию. Но и в таком сложном положении оказал помощь Петроградскому Богословскому институту, пожертвовав 10 000 рублей. 

Протоиерей Александр Дернов скончался 13 октября 1923 года в Петрограде. 15 октября отпевание в Троицкой церкви на Стремянной улице возглавил владыка Мануил (Лемешевский). Ему сослужили 144 священника (архимандриты, протоиереи, иереи) и 47 диаконов. 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1 Лекции по Закону Божию, читанные на Педагогических женских курсах законоучителем священником А. А. Дерновым. СПб., [1901]. — 121 с.

2 Дернов А. А. прот. Методика Закона Божия: Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании: В 3-х ч. — 3-е изд., и знач. доп. СПб., 1913. С. I. 

3 Прибавление к Церковным ведомостям. 1902. № 29. С. 987.

4 Вера и Церковь. 1901. Т. II. Кн. 6. С. 156-162.

5 За первый год вероисповедной свободы в России (Бесплатное приложение к журналу «Миссионерское обозрение» за 1906 г.). СПб.: Колокол, 1907. С. 123, 125.

6 Дернов А. А. прот. Методика Закона Божия: Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании: В 3-х ч. — 3-е изд., и знач. доп. СПб., 1913. С. 3.

7 Там же. С. 4. 

8 Там же. С. 520.

9 Дернов А. А., свящ. Об обязательности и важности для христиан чтения и изучения слова божия и других душеспасительных, религиозно-нравственных книг. СПб., 1887. — 24 с. 2-е изд.: СПб., 1894. — 35 с.

10 Дернов А. А., прот. Руководство для чтения повествований священной истории Ветхого и Нового завета по тексту св. Библии, в хронологическом порядке, с указанием самых мест священных книг, откуда взяты повествования. СПб., 1901. — 24 с.

11 Дернов А. А., прот. Филарет, митрополит Московский, и Иннокентий, архиепископ Херсонский: опыт краткой характеристики. По поводу столетия со дня рождения их. СПб., 1901. — 62 с.

12 Алексей Степанович Хомяков: [Биогр. очерк] / Под ред. прот. А. А. Дернова. СПб., 1904 — 29 с.

13 Семья Аксаковых / Под ред. прот. А. А. Дернова. СПб.. 1904. — 64 с.

14 Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря: (Автобиография). Петроград : Леушин. монастырь, 1916. — 122 с.

15 Дернов А. А., прот. Брак или разврат? По поводу ст. г. Розанова о незакон. детях. Отпор на призыв к бесформенному сожитию или, вернее, к половой разнузданности и охранение святости брачного союза. СПб., 1900. — 75 с.

Варвара Каширина / «Православное книжное обозрение»