Как и когда читать детям Библию?

  • Автор обзора: Архимандрит Виктор (Мамонтов)

vb.png

В издательстве «Никея» вышла книга «Таинство детства» архимандрита Виктора (Мамонтова). Это книга, которая нужна не только родителям, но и каждому воцерковляющемуся человеку. Архимандрит Виктор (Мамонтов) стал одним из самых почитаемых священников нашего времени. В небольшой латвийский городок Карсава, где он служил больше тридцати лет, за советом к нему приезжало множество людей со всех концов страны. Сегодня мы публикуем одну главу из новой книги:


Отец Виктор (Мамонтов): Родители могут приучать своего ребенка к чтению Священного Писания, когда он еще находится, как это ни странно звучит, во чреве матери. Вдумаемся, что тогда происходит? Мать читает вслух Священное Писание. Все, что происходит с ней, происходит и с ним. Если она радуется, если она почувствовала какое-то озарение, не может быть, чтобы тот, кто пребывает в ней, не ощутил этого. Свидание Марии и Елизаветы показывает, как может ребенок возрадоваться во чреве. Это не просто метафора, это реальность.

bh.pngМ. Г. Это был все-таки не простой ребенок…

О. В. Но речь идет о том, что он встретился с Господом. Это не значит, что любой ребенок взыграет так, как написано в Евангелии. Это произойдет, может быть, неощутимым образом, но произойдет. Конечно, при условии, что мама будет читать благоговейно, со вниманием и любовью, а не по обязанности. Впоследствии ребенок будет более способным воспринимать Священное Писание, в нем уже будет что-то заложено.

Для самых маленьких иногда можно допустить такой вариант, когда Священное Писание читается без вопросов. Читать надо очень выразительно, но не по-актерски, конечно. Этого будет достаточно.

К нам приезжала из Франции Ноэль Дюк, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Она автор нескольких книг, некоторые переведены даже на латышский язык. Ноэль проводила у нас беседу о сотворении мира. Священное Писание не читалось, но подразумевалось, что она его прочитала, хорошо знает и сейчас расскажет, как был сотворен мир.

Беседа была очень лаконичной. В ней преобладало не слово, а показ, живые картины, которые были очень выразительны. Дети живо их воспринимали. Она сказала: «Бог — свет».

Ассистент подал зажженную свечку. Ее поставили на деревянный штатив, рассказчица села рядом. Тихо зазвучала музыка. Дети тоже сосредоточились. Ноэль не призывала детей: «Давайте помолимся!» — но они молились вместе с ней.

Самым маленьким можно пересказывать притчи. Может быть, очень подходящей будет для них притча о Добром Пастыре. Ребенок еще живет в мире сказок, и там он встречается с разными животными. Там могут быть и волки, и овцы. Образ Доброго Пастыря, Который не боится волка, может стать для ребенка понятным и близким. Потом этот образ может как-то соединиться с Давидом — он ведь тоже был пастушком и пас овец.

Очень рано можно объяснить детям и притчу о потерянной драхме. Здесь же напрашивается притча о потерянной овце.

И. Г. Однажды мой пятилетний сын потерялся в парке большого города и был очень растерян и испуган. Когда он нашелся, то первое, что он спросил: «А как я себя должен вести, если еще потеряюсь?» Я ответил: «Если ты понял, что потерялся, то стой на месте, стой и молись, я тебя всегда найду». Потом, уже дома, мы читали с ним притчу о потерянной овце, и он ощутил ее как свой опыт.

О. В. Если Вы заговорили об опыте, то у каждого ребенка есть такой опыт. Он теряет вещи или игрушки, которые очень любит. Расстраивается и плачет. Через этот драматический опыт можно объяснить, как Бог скорбит, когда теряет человека.

Когда ребенок подрастет, можно предложить притчу о сеятеле. Если это городской ребенок, то можно предварительно рассказать о процессах, которые происходят при росте семени, не уходя, конечно, глубоко в биологию.

Дети очень много наблюдают и делают выводы, для них в какой-то момент это становится ясно. Затем можно сказать: как все это совершается в природе, так и в душе. Но это только идея, а как ее развить — это уже творчество.

Очень трудно объяснить детям притчу о работниках последнего часа, которых Он пригласил работать в Свой виноградник. Дети чутки к несправедливости. Эта притча может их очень задеть. Но как ее объяснить — почему первые, которые много трудились, получили равную долю? Они обратят на это внимание. Если возникнет много вопросов, то это хорошо, здесь уже можно приоткрыть тайну.

52-1.png

И. Г. У детей может быть и такой опыт. Ко гда устраивается детский праздник с подарками, то дети обычно должны что-то принести: стихи, рисунки, поделки. И редко бывает, что к началу праздника все приходят вовремя. Некоторые появляются с большим опозданием. Опоздавшие получают подарки так же, как и те, кто пришли первыми. И дети это очень хорошо понимают. Те, кто их позвали, всем дают равно: тот, кто прочитал один стишок, получает не меньше, чем тот, кто прочитал много.

О. В. У нас так бывает с подарками на Рождество. Большинство детей находятся в храме всю ночь. Долго молиться со взрослыми им очень трудно. И наступает момент, когда сон их одолевает. Тогда они ложатся у вертепа, как солдаты на привале. Совершая каждение в храме, я радуюсь их блаженству. Если бы у меня в детстве было такое Рождество, чтобы я в храме мог и помолиться, и поспать!

Наутро дети, не участвовавшие в ночном бдении, узнают, что в храме раздавали подарки. И вот вечером, когда совершается служба и еще стоит вертеп, они приходят в храм — и тоже получают подарки.

Притча о блудном сыне может проходить через разные возрастные периоды. Эта притча очень емкая. Маленькие дети могут понять, что блудный сын — это заблудившийся, потому что у них есть опыт, когда они отбивались от мамы или не могли найти дорогу домой, то есть оказывались в положении заблудившегося. Конечно, это немного перемещает смысл притчи, но такое перемещение смысла будет позволительно для того, чтобы понять радость человека, который нашел отца, или радость отца, который нашел сына.

Подросткам можно объяснить, что в течение всей жизни человек не раз впадает в положение блудного сына. Даже в продолжение дня можно не один раз отходить от Отца. Согрешили — отошли от Него. Пусть на малое расстояние, но удалились.

Для подросткового возраста с его бурями, протестами, крушением авторитетов можно в Священном Писании найти истории, в которых выделяются личности. Подростку можно рассказывать об их жизни. Они из жизни вошли в книгу, чтобы опять стать нашей жизнью.

Надо обратить внимание подростка на то, как тот или иной персонаж Священного Писания стал личностью, что он для этого сделал. В то же время важно, чтобы у ребенка не создалось впечатление, что всего можно достичь своими силами. Бог помогает тому, кто хочет расти.

Иногда можно совмещать чтение Писания с такими занятиями, как викторины на знание Священного Писания. Полезны и походы — там можно читать Священное Писание вместе. Темы могут рождаться из общения, исходя из интересов конкретных детей.


Источник: Никея