В детстве я боялась скелетов. Увидела один раз в музее – и все: не спала ночами, не могла зайти в темную комнату, отказывалась оставаться одна даже на пять минут. Когда родители поняли, что этот страх мешает мне жить, папа обнял меня за плечи и рассказал про то, как учил римлян апостол Павел: «Если Бог за нас, то кто против нас?». Это помогло: я шептала эти слова, и страх отступал. Я знала, что Бог за меня, и он сильнее самых страшных скелетов.
Лет в девять осенним вечером я пробегала деревенским кладбищем. Жутко завывал ветер, темень была непроглядная. А я пела: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и страх отступал. Дело было накануне Воздвиженья.
У каждого есть страхи, у маленького и большого. Но если ты веришь, что у тебя есть защитник, со страхом справиться легче. Он отступает перед светом, который поселяется внутри тебя.
Есть книжки, которые учат детей не бояться. Не навязывают, а показывают примеры, дают инструмент, чтобы справиться со страхом. Рассказывают историю такого же, как ты, маленького человека, которому помогла его вера. Такие книжки кажутся мне очень важными, даже если они маленькие.
В издательстве «Вольный Странник» вышла книга Лоры Вольф «Саша и дракон». Ее можно прочитать за 10 минут. Она рассказывает историю мальчика, которому удалось победить страх.
«Саша был маленьким русским мальчиком в большом американском городе», – так начинается книга. Вероятно, речь идет об эмигрантах первой волны, о тех, кто покинул родину во время Гражданской войны. Жизнь их была вовсе не радужной: тяжелые бытовые условия, отсутствие денег, сложности с работой, неясные перспективы. И это если еще не брать психологическое состояние: люди потеряли все и всех, им приходилось привыкать жить там, где все кругом чужое. Поэты-эмигранты – Бунин, Цветаева, Адамович, Гиппиус и Мережковский описывали свои чувства в стихах. Самое, пожалуй, известное – «Тоска по Родине» Марины Цветаевой. В нем безразличие к любым проявлениям жизни в чужой стране и бесконечная боль.
Если взрослым было так плохо в эмиграции, что уж говорить о детях. Саша, герой книги Лоры Вольф, испытывает те же эмоции, что и взрослые. С той лишь разницей, что взрослые заняты работой, налаживанием жизни. Они больше знают и понимают. А ребенок остается наедине с одиночеством и тревогой. И тогда в его жизнь приходит страх.
Саша боится города, боится чужих взрослых. А особенно он боится детей: те смеются над ним, обзывают и унижают. И вот уже мальчику кажется, что кто-то страшный затаился в темных углах дома. И дом, где живут родные – мама, папа, бабушка, – перестает быть убежищем.
Саша верит в Бога, умеет молиться, носит крестик. Он пробует защитить себя от вездесущего страха, но не очень-то выходит. Это важный момент: автор не делает из крестного знамения и молитвы волшебное заклинание, автоматически прогоняющее проблемы.
И однажды страх оживает. Огромный дракон выползает из-под кровати и приближается к Саше.
В хорошей книге, даже если она маленькая, есть достоверность чувств. Саша молится тому, кто смотрит на него с иконы на стене – архангелу в алом плаще с мечом. Молится как умеет, по-своему: «О святой Михаиле, не дай ему съесть меня». Молитва в момент ужаса требует мужества: Саша не спрятался под одеяло и не побежал к маме. По-своему он сразился со страхом. Поэтому помощь пришла.
«Вспышка, как от молнии, пронзила комнату, и из иконы на своем алом коне выехал Архангел Михаил». Художник Николас Малара отлично передал и стремительное движение мчащегося на красном коне Воина с сияющим мечом, и контраст между светом и тьмой. Архангел взмахивает мечом – и дракон рассыпается осколками. Между ними сияет свет.
Это сражение, его динамика и наглядность близки и понятны современному ребенку. И роль Саши тоже: он маленький, слабый, но отважный. Именно на его отчаянный призыв ответил Архангел.
А утром мальчик находит в комнате золотое перо. С ним оживает мир вокруг, чужой город наполняется красками, становится легче больной бабушке, а мальчишки во дворе, оказывается, могут стать друзьями.
Книгу «Саша и дракон» можно рассматривать и как терапию, и как призыв к диалогу. Она глубже, чем кажется на первый взгляд. С помощью этой истории можно затронуть темы гораздо более глубокие, чем страх темноты. Смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто находит в себе мужество позвать на помощь. Если попросить – она придет обязательно. Потому что «если Бог за нас, то кто против нас?».