Как полюбить нашего врага?
Возможно ли полюбить своего врага? И почему это так важно? Четвертая книга иеромонаха Григория, ученика преподобного Паисия Святогорца отвечает на эти вопросы и на примере святых отцов учит истинной любви. Любви, которая не делает различий на друзей и врагов, и, как ничто другое, приближает человека к Богу
Часто, когда мы хотим оправдать себя, мы задаемся вопросом: «Разве возможно простить, и даже более, полюбить наших врагов?» Да, возможно! Первый, кто этому научил нас и доказал это Своей жизнью, — Христос, Который явил любовь Свою и Своего Отца, послужив даже до смерти на благо врагов, а не друзей, как говорит апостол Павел: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5: 8).
«Благой и справедливый Бог не дал бы заповеди любить врагов, если бы не даровал нам и силы это исполнить», — пишет святитель Василий Великий.
Жизнь святых — это дополнительное доказательство того, что с помощью благодати Христа возможно полюбить наших врагов. Апостол Павел, к примеру, так полюбил своих врагов, как мы не любим даже своих друзей. Потому что кто из нас отдал бы свою жизнь, или еще более, предпочел бы попасть в ад за своих друзей?
Но апостол, который любил Христа как никто другой, готов был отделиться от Христа, лишь бы спаслись те, кто его бичевал и забрасывал камнями (см. Рим. 9: 3).
Блаженный Златоуст дает нам практический совет, как можно легче прощать наших братьев: смотреть на свои грехи и осуждать самих себя за них. Используя такой метод, мы оправдываем других и одновременно исправляем самих себя.
И еще важно помнить, что человек, делающий нам зло, влечется к этому дьяволом. Архимандрит Софроний (Сахаров) также рекомендует:
Когда кто-либо делает тебе зло, не смотри на него, но на беса, который им двигает. Весь свій гнев направь на него, а не на человека, который им руководится и которого пожалей.
Преподобный Силуан Афонский пишет по своему опыту о любви к врагам: «Сначала понуждай сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем… Без благодати Божией мы не сможем любить врагов».
Некий святой старец сказал: «Если услышишь, что кто-то ненавидит тебя и обзывает, отправь ему какой-нибудь подарок, чтобы иметь дерзновение пред Христом во время Суда». Потому что «ничто так не умилостивляет Бога, как любовь ко врагам и благотворение обижающим нас», напоминает Златоуст.
Однажды спросили авву Зосиму: «Как достигнуть того, чтоб не гневаться, когда унижают и злословят другие?» Он ответил: «Кто в сердце своем считает себя ничтожнейшим, тот никаким унижением не возмущается».
Преподобный Аммон советует нам в похожих случаях: «Внимай тщательно себе, чего ради вышел ты из мира и зачем ты здесь, — и всячески старайся, когда кто-либо причинит тебе скорбь, молчать и отнюдь ни одного слова не произносить. Молчи, пока сердце твое не успокоится непрестанной молитвою, и потом уже помоги брату, который огорчил тебя».
Лучшая помощь брату, который нас огорчает и обижает, — это незлобное отношение к нему и молитва за него.
«Какой труд будет для тебя молиться за врагов? — спрашивает преподобный Зосима. — То же ли, что копать землю? Или идти дальним путем? Или потери имущественные? Благодари за обесчещение. Потому что таким образом ты становишься учеником святых апостолов, которые, возвращаясь из судилища после побоев, радовались, что сподобились за имя Христово бесчестие принять (см. Деян. 5: 41). И они, как чистые и святые, за имя Христово приняли бесчестие… мы же должны с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за худые дела наши. Но наша окаянная душа, которая, зная свои нечистые дела и видя, что достойно терпит то, что терпит, сидит и, обманывая совесть свою, сплетает помыслы, говоря: он мне то и то сказал, он оскорбил меня и поносил… Что удобнее, как любить всех, и что приятнее, как быть любимым всеми? И какого утешения не имеют заповеди Христовы? — Но произволение не устремляется к исполнению их; ибо если бы устремлялось, то при помощи благодати Божией все было бы для него легко».
Святые смотрят на каждого человека глазами Любви, даже на того, кто враждует против них. Однажды, сидя во дворе своей бедной каливы, старец Паисий заметил неизвестного, который прятался в лесу и следил за ним. Было похоже, что этот человек ищет удобного случая, чтобы обворовать келью старца. Подумав, старец сказал себе: «Должно быть, несчастный испытывает нужду». Не медля ни минуты, он ушел из каливы, оставив дверь открытой. Вор свободно зашел внутрь, но, к своему огорчению, не нашел в жилище старца ничего достойного воровства, а лишь соломенный матрац и несколько предметов самой ничтожной стоимости. «Хотя, — рассказывал старец, — вор и был человек дикий, неотесанный, но увиденное тронуло его сердце. Потом он уже сам принес мне продуктов». Раскаявшись, вор попросил у отца Паисия прощения, и тот простил его от всего сердца.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Не питай ненависти к человеку, делающему тебе зло… Не проклинай обижающего тебя; иначе причинишь вред себе и плода лишишься… Ты скажешь: „Но как это возможно?“ Ты видишь, что Бог для тебя сделался человеком, что Он так уничижил Себя и так много пострадал за тебя, и еще ли спрашиваешь и недоумеваешь, как можешь ты прощать обиды равным себе? Не слышишь ли, что говорит Он на Кресте: Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).
Никея