Как поститься «постом приятным»?
- Автор обзора: Телеканал Союз
- Книга: Весна надежды нашей. Великий пост день за днем.
Войти в пост радостно и трезвенно, уяснить смысл великопостных служб и полюбить эту сосредоточенную пору жизни, которую Церковь называет «весной души» поможет книга протоиерея Александра Абрамова, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве «Никея» и называется — «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем». О ней – свежий выпуск передачи «У книжной полки» на телеканале «Союз».
Великий пост – время, когда мы предпринимаем попытку «начать заново» свою христианскую жизнь. Мы, не постившиеся до того, начинаем избегать мяса и молока. Ленившиеся молиться и ходить в храм — стараемся бывать за богослужениями и приучить себя к молитвенному правилу. Для многих именно Великим постом начинается вхождение в Церковь. И, входя в Церковь, очень важно понять со всей определенностью, что цель поста и церковной жизни вообще — это не изнурение тела, не приобретение «православного» облика, не усвоение навыков внешнего благочестия. Наша цель — стать Христовыми.
В этой книге собраны беседы протоиерея Александра Абрамова на важнейшие дни Великого поста. Они разъясняют смысл великопостных традиций, служб, богослужебных текстов, а также помогают войти в пост и полюбить «весну постную», как называет Церковь Святую Четыредесятницу. Протоиерей Александр Абрамов, — настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Выпускник исторического факультета МГУ, Московских духовных школ. Постоянный автор религиозных передач на телевидении, радиостанциях «Радонеж» и «Вера». Был представителем Московского Патриархата в США и при ООН, настоятелем Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке. Участвовал в возвращении в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и звонницы Данилова монастыря.
Как отмечает отец Александр, «о Великом посте люди, начинающие свой путь в Церкви, узнают разными способами. Чаще всего — из средств массовой информации. «У православных начался Великий пост», — сообщает телевизор, радиоприемник или интернет. И тут же — предписания, как поститься: два дня на первой неделе ничего не есть, потом сухоядение, когда нельзя есть приготовленную еду и использовать даже постное масло. Человек, впервые начинающий постную страду, за это хватается и очень быстро изнемогает. Так, по Типикону, тяжело поститься даже тем, кто в Церкви двадцать и более лет. Потому что Типикон — это прежде всего набор предписаний для монашествующих. Мы живем в миру, и для нас должно стать руководством к действию то, что говорится в Триоди Постной, главной богослужебной книге Великого поста: «Пост не ошаяние (то есть не воздержание) брашен только».
Протоиерей Александр Абрамов. Фото: Станислав Марченко
Пост, по словам автора, — это отказ от того, к чему мы более всего привязаны. Не от того родного и дорогого, что составляет сердцевину нашей жизни, а от греховного мусора, ее омрачающего. Не надо жену, или мужа, или детей выгонять на сорок дней на том основании, что мы питаем к ним привязанность. Другое дело — привязанность к компьютеру, телевизору, курению. Каждый из нас знает, от чего ему следует воздержаться, чтобы провести пост достойно. Но, естественно, если есть возможность, необходимо отказаться от скоромной пищи, то есть пищи животного происхождения. Мы отказываемся от скоромной еды, с тем чтобы постепенно возникала телесная легкость. Она сама по себе не является целью. Она — средство для того, чтобы мы ощутили слабость, и в этой слабости явилась сила Божия. Наше тело склонно одебелевать, становиться нашим повелителем. Мы его кормим, лелеем, и это отнюдь не против Божьей заповеди. Но на время поста нам предлагается сосредоточиться больше на жизни духовной, нежели на заботе о теле. И в этом смысле Великий пост — десятина года, посвященная Богу.
Как утверждает о. Александр, Церковь очень бережно ведет своих детей поприщем Великого поста. Она несколько недель готовит нас к нему. В первые дни поста она дает нам камертон, настраивающий на постное делание, — Великий покаянный канон Андрея Критского. Среди огромного количества песнопений и канонов, которые знает Церковь, Великий покаянный канон выделяется особенным образом: его чтение полагается в самый ответственный период Великого поста, для него устанавливается особое время на службах.
Канон Андрея Критского очень значителен по объему, и именно поэтому исходно назывался «великим». В нем двести пятьдесят песен, что в разы больше по сравнению с обычным каноном. Богослужебным отличием является то, что в обычном каноне опускается вторая, целиком покаянная, песня, а в Великом покаянном каноне Андрея Критского она содержится. Целиком канон Андрея Критского читается единожды Великим постом — в среду вечером на пятой неделе поста на Мариином стоянии. Входя в Великий пост, мы читаем канон Андрея Критского частями — с понедельника по четверг первой недели на Великом повечерии.
Это чтение, по словам отца Александра, как никакое другое, беспощаднейшим образом ставит человеку диагноз его духовной болезни. Исследуя каждую сторону нашей души, творец канона, преподобный Андрей, обращает внимание на то, о чем мы очень часто не задумываемся. Да, мы знаем о своей греховности и наиболее грубых бесах, которые нас одолевают. Но преподобный Андрей нам говорит о таких вещах, которые находятся вне нашего сознания. «Я растлил свою первозданную красоту, лежу наг, и мне стыдно», — говорит он. Наша с вами проблема, однако, — говорит автор, — лежит еще глубже, чем мог представить преподобный Андрей Критский: «Я лежу наг, и мне не стыдно», «Я не вижу, что я лежу наг», «Я не знаю, что я там растлил». Это ставит нас перед Богом душеубийцами, в то время как мы сами считаем себя относительно благополучными.
Наша жизнь проходит совсем не в размышлениях о спасительном ковчеге, она течет в абсолютно иных измерениях, где нет времени подумать о том, что Бог нам хочет сказать. Весь год мы имеем попечение совсем не о «едином на потребу». О чем угодно, только не об этом. И вот, — говорит священник, настает время взглянуть не вовне, а внутрь себя — на свою ржавчину, грязь, нечистоту. Выплакать их. Канон прп. Андрея Критского помогает нам это сделать, но и нам нужно совершить некоторое усилие. Вечерами на первой неделе Великого поста мы благочестиво стоим в храме. Мы слушаем канон. То и дело там возникают имена тех или иных праведников и грешников. Но они зачастую ничего не значат для нас. Мы пропускаем их мимо ушей, полагая, что речь идет о неких благочестивых образах, которыми Церковь хотела нам что-то доброе сказать. А ведь этими образами сам Бог через преподобного Андрея с нами разговаривает.
По словам автора, перед нами проходит череда ветхозаветных праведников и грешников, угодников Божиих и людей, Бога прогневавших. Преподобный Андрей обращается и к Новому Завету — рассказывает о его святых и о том, что сделал для мира Христос. И всякое его обращение к библейской истории — это повод сопоставить то, что происходило когда-то давно с людьми, с тем, что совершается сейчас с нами. Участвуя в богослужении Великого покаянного канона, мы с вами становимся частью Священной истории. Мы заходим в храм с уличного холода и погружаемся в ту историю, где уже не будет времени, где есть лишь Вечность, которая расставила все на свои места и каждому дала окончательную оценку. И человек, не раскаявшийся перед Богом, не плачущий перед Ним, уже никогда не станет в глазах людей и, главное, в глазах Божиих, иным.
Но, — отмечает отец Александр, Церковь не была бы Церковью, не была бы сообществом кающихся грешников, где каждый нуждается в помощи, если бы она поставила акцент на невозможности перемены. Перемены невозможны в истории: там все уже решено. А для нас возможность перемены существует. И даже если нам самим кажется, что ее нет, Церковь напоминает: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27). Бог призывает нас к деятельной ежедневной перемене к лучшему, к борьбе со своими гадами и демонами, обуревающими наши чувства. Бог любит нас и без того, но движение навстречу Ему Он целует. И не останется без благословения Божия шаг человека — смелый шаг — из греха к правде и чистоте. Это очень трудные шаги. Они особенно трудны в первые дни Великого поста, когда мы только начинаем путь к Пасхе. Но блажен, кто осмелится сделать их. Никогда он не пожалеет о них и в них не раскается.
***
Как отмечает отец Александр, Церковь предлагает «поститься постом приятным». Приятность поста не имеет ничего общего с приятностью удовольствия. Удовольствие доставить себе очень легко — нужно только немного времени и денег. Однако все удовольствия никогда до конца не могут удовлетворить человека: получил одно, хочу другое и т. д. Церковь же говорит о радости победы над собственной немощью. И она понимает, что это непростая радость. Она говорит: «Христа диавол искушал, неужели нас не будет? Но потерпите, и Бог даст силы». Недаром самые покаянные чтения во время поста прерываются торжественным песнопением: «Снами Бог!» Об этом и многом другом говорит протоиерей Александр Абрамов в книге «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем».
Передача «У книжной полки» / Телеканал «Союз»