Как поститься «постом приятным»?

  • Автор обзора: Телеканал Союз
  • Книга: Весна надежды нашей. Великий пост день за днем.

Войти в пост радостно и трезвенно, уяснить смысл великопостных служб и полюбить эту сосредоточенную пору жизни, которую Церковь называет «весной души» поможет книга протоиерея Александра Абрамова, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве «Никея» и называется — «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем». О ней – свежий выпуск передачи «У книжной полки» на телеканале «Союз».

Великий пост – время, когда мы предпринимаем попытку «начать заново» свою христианскую жизнь. Мы, не постившиеся до того, начинаем избегать мяса и молока. Ленившиеся молиться и ходить в храм — стараемся бывать за богослужениями и приучить себя к молитвенному правилу. Для многих именно Великим постом начинается вхождение в Церковь. И, входя в Церковь, очень важно понять со всей определенностью, что цель поста и церковной жизни вообще — это не изнурение тела, не приобретение «православного» облика, не усвоение навыков внешнего благочестия. Наша цель — стать Христовыми.

В этой книге собраны беседы протоиерея Александра Абрамова на важнейшие дни Велико­го поста. Они разъясняют смысл великопостных традиций, служб, богослужебных текстов, а также помогают войти в пост и полюбить «весну пост­ную», как называет Церковь Святую Четыредесятницу. Протоиерей Александр Абрамов, — настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Выпускник исторического факультета МГУ, Московских духовных школ. Постоянный автор религиозных передач на телевидении, радиостанциях «Радонеж» и «Вера». Был представителем Московского Патриархата в США и при ООН, настоятелем Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке. Участвовал в возвращении в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и звонницы Данилова монастыря.

Как отмечает отец Александр, «о Великом посте люди, начинающие свой путь в Церкви, узнают разными способами. Чаще всего — из средств массовой инфор­мации. «У православных начался Великий пост», — сообщает телевизор, радиоприем­ник или интернет. И тут же — предписания, как поститься: два дня на первой неделе ни­чего не есть, потом сухоядение, когда нель­зя есть приготовленную еду и использовать даже постное масло. Человек, впервые начинающий постную страду, за это хватается и очень быстро изне­могает. Так, по Типикону, тяжело постить­ся даже тем, кто в Церкви двадцать и более лет. Потому что Типикон — это прежде все­го набор предписаний для монашествую­щих. Мы живем в миру, и для нас должно стать руководством к действию то, что го­ворится в Триоди Постной, главной бого­служебной книге Великого поста: «Пост не ошаяние (то есть не воздержание) брашен только».

mar2665.jpg

Протоиерей Александр Абрамов. Фото: Станислав Марченко

Пост, по словам автора, — это отказ от того, к чему мы более всего привязаны. Не от того родного и дорогого, что составляет сердцевину на­шей жизни, а от греховного мусора, ее омра­чающего. Не надо жену, или мужа, или детей выгонять на сорок дней на том основании, что мы питаем к ним привязанность. Дру­гое дело — привязанность к компьютеру, те­левизору, курению. Каждый из нас знает, от чего ему следует воздержаться, чтобы прове­сти пост достойно. Но, естественно, если есть возможность, необходимо отказаться от ско­ромной пищи, то есть пищи животного происхождения. Мы отказываемся от скоромной еды, с тем чтобы постепенно возникала телесная лег­кость. Она сама по себе не является целью. Она — средство для того, чтобы мы ощутили слабость, и в этой слабости явилась сила Божия. Наше тело склонно одебелевать, стано­виться нашим повелителем. Мы его кормим, лелеем, и это отнюдь не против Божьей за­поведи. Но на время поста нам предлагается сосредоточиться больше на жизни духовной, нежели на заботе о теле. И в этом смысле Ве­ликий пост — десятина года, посвященная Богу.

Как утверждает о. Александр, Церковь очень бережно ведет своих де­тей поприщем Великого поста. Она несколь­ко недель готовит нас к нему. В первые дни поста она дает нам камертон, настраиваю­щий на постное делание, — Великий пока­янный канон Андрея Критского. Среди огромного количества песнопений и канонов, которые знает Церковь, Великий покаянный канон выде­ляется особенным образом: его чтение пола­гается в самый ответственный период Вели­кого поста, для него устанавливается особое время на службах.

Канон Андрея Критского очень значите­лен по объему, и именно поэтому исходно назывался «великим». В нем двести пятьде­сят песен, что в разы больше по сравнению с обычным каноном. Богослужебным отличием является то, что в обычном каноне опускается вторая, целиком покаянная, пес­ня, а в Великом покаянном каноне Андрея Критского она содержится. Целиком канон Андрея Критского читается единожды Ве­ликим постом — в среду вечером на пятой неделе поста на Мариином стоянии. Входя в Великий пост, мы читаем канон Андрея Критского частями — с понедельника по четверг первой недели на Великом повечерии.

Это чтение, по словам отца Александра, как никакое другое, беспо­щаднейшим образом ставит человеку диа­гноз его духовной болезни. Исследуя каж­дую сторону нашей души, творец канона, преподобный Андрей, обращает внимание на то, о чем мы очень часто не задумываем­ся. Да, мы знаем о своей греховности и наи­более грубых бесах, которые нас одолевают. Но преподобный Андрей нам говорит о таких вещах, которые находятся вне нашего созна­ния. «Я растлил свою первозданную красоту, лежу наг, и мне стыдно», — говорит он. Наша с вами проблема, однако, — говорит автор, — лежит еще глубже, чем мог представить преподобный Андрей Критский: «Я лежу наг, и мне не стыдно», «Я не вижу, что я лежу наг», «Я не знаю, что я там растлил». Это ставит нас перед Богом душеубийцами, в то время как мы сами счи­таем себя относительно благополучными.

Наша жизнь проходит совсем не в размышлениях о спасительном ковчеге, она течет в абсолютно иных измерениях, где нет времени подумать о том, что Бог нам хочет сказать. Весь год мы имеем попечение совсем не о «едином на потребу». О чем угодно, только не об этом. И вот, — говорит священник, настает время взглянуть не вовне, а внутрь себя — на свою ржавчину, грязь, нечистоту. Выплакать их. Канон прп. Андрея Критского по­могает нам это сделать, но и нам нужно со­вершить некоторое усилие. Вечерами на первой неделе Великого по­ста мы благочестиво стоим в храме. Мы слу­шаем канон. То и дело там возникают име­на тех или иных праведников и грешников. Но они зачастую ничего не значат для нас. Мы пропускаем их мимо ушей, полагая, что речь идет о неких благочестивых образах, которыми Церковь хотела нам что-то доб­рое сказать. А ведь этими образами сам Бог через преподобного Андрея с нами разгова­ривает.

По словам автора, перед нами проходит череда ветхозавет­ных праведников и грешников, угодников Божиих и людей, Бога прогневавших. Пре­подобный Андрей обращается и к Новому За­вету — рассказывает о его святых и о том, что сделал для мира Христос. И всякое его обра­щение к библейской истории — это повод со­поставить то, что происходило когда-то дав­но с людьми, с тем, что совершается сейчас с нами. Участвуя в богослужении Велико­го покаянного канона, мы с вами становим­ся частью Священной истории. Мы заходим в храм с уличного холода и погружаемся в ту историю, где уже не будет времени, где есть лишь Вечность, которая расставила все на свои места и каждому дала окончательную оценку. И человек, не раскаявшийся перед Богом, не плачущий перед Ним, уже никогда не станет в глазах людей и, главное, в глазах Божиих, иным.

Но, — отмечает отец Александр, Церковь не была бы Церковью, не была бы сообществом кающихся грешников, где каждый нуждается в помощи, если бы она поставила акцент на невозможности переме­ны. Перемены невозможны в истории: там все уже решено. А для нас возможность пе­ремены существует. И даже если нам самим кажется, что ее нет, Церковь напоминает: не­возможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27). Бог призыва­ет нас к деятельной ежедневной перемене к лучшему, к борьбе со своими гадами и де­монами, обуревающими наши чувства. Бог любит нас и без того, но движение навстречу Ему Он целует. И не останется без благосло­вения Божия шаг человека — смелый шаг — из греха к правде и чистоте. Это очень труд­ные шаги. Они особенно трудны в первые дни Великого поста, когда мы только начи­наем путь к Пасхе. Но блажен, кто осмелит­ся сделать их. Никогда он не пожалеет о них и в них не раскается.

***

Как отмечает отец Александр, Церковь предлагает «поститься постом приятным». Приятность поста не имеет ни­чего общего с приятностью удовольствия. Удовольствие доставить себе очень легко — нужно только немного времени и денег. Од­нако все удовольствия никогда до конца не могут удовлетворить человека: получил одно, хочу другое и т. д. Церковь же говорит о радости победы над собственной немощью. И она понимает, что это непростая радость. Она говорит: «Христа диавол искушал, не­ужели нас не будет? Но потерпите, и Бог даст силы». Недаром самые покаянные чтения во время поста прерываются торжественным песнопением: «Снами Бог!» Об этом и многом другом говорит протоиерей Александр Абрамов в книге «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем».

Передача «У книжной полки» / Телеканал «Союз»

Теги: