Как распознать у ребенка депрессию?

  • Автор обзора: Никея

Если ваш ребенок капризничает или ведет себя агрессивно, когда все вокруг счастливые и отдохнувшие, то дело, возможно, не в том, что он не хочет в школу. Может, за плохим поведением скрывается депрессия? А разве она бывает у детей? Что тогда делать? И при чем тут школа? Разбираемся с автором книги «Экстремальное материнство»Ириной Лукьяновой


Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает,  что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых. Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы.

Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят». Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность. Ребенок кажется то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. До специалистов некоторые семьи добираются, только когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Откуда это? Дети так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе. Но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

Во-первых, это биологические факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т. д.).

Во-вторых, это генетические факторы (у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки, в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех — катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены.

Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис. Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит. Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству DSM-IV, включают в себя:

  1. подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков — повышенная эмоциональная возбудимость);

  2. уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; 

  3. изменение веса и аппетита; бессонницу, сонливость;

  4. возбуждение или заторможенность;

  5. слабость и утрату энергии;

  6. чувство несостоятельности и необоснованной вины;

  7. неспособность мыслить и сосредоточиться;

  8. мысли о смерти, суицидальные мысли.

Психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики. Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. Начинают много болеть и очень часто до обращения к психологу или психиатру по нескольку месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» — фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез (недержание мочи и кала). Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры. С одной стороны, дети требуют от взрослых подтверждений любви; с другой – раздражаются и грубят взрослым. Это тоже приметы депрессии.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то опасается террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной истерики. Отечественные психиатры Н. Иовчук и А. Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами, битьем посуды, которые длятся от 10 минут до 2 часов, после чего ребенок молча лежит, обессиленный. «Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже — с обездвиженностью», — пишут эти авторы.

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью. Многие считают, что если человек говорит о самоубийстве, он никогда этого не сделает,  но это совсем не так. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту. Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда «лучше перебдеть, чем недобдеть».

Признаки суицидального поведения у детей (по материалам Кливлендской детской клиники):

  1. многочисленные симптомы депрессии (изменение аппетита, сна, активности);

  2. социальная изоляция, включая изоляцию в семье;

  3. разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности;

  4. агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное);

  5. повышенная склонность к риску;

  6. частые несчастные случаи;

  7. употребление алкоголя и наркотиков;

  8. фиксация на смерти и негативных темах;

  9. разговоры о смерти и умирании;

  10. неспособность плакать или сниженная эмоциональность;

  11. раздача своих вещей.

Что потом? Депрессивный эпизод у ребенка в среднем длится 9 месяцев, это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически они теряют целый год жизни. Даже если затем стало лучше, депрессивные эпизоды могут повторяться.

Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать.

Рассказывают мамы. Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Мне стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова. Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон… Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что это, и побежала с ним к врачу».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния. Стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе. Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может — сразу головные боли и дурнота».


Школа как причина. Начиная с семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Как распознать у ребенка депрессию?

Иовчук и Северный в своей статье «К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников» пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением "невротизирующих" тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Тяжелее всего — реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию. Иногда взрослые прибегают к физическим наказаниям. Их последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в "симуляции", лени, хулиганстве и т. п. При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дезадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лучше взрослых лечите! Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10–20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», — пишут американские психиатры Мэш и Вольф. Это что же, всех лечить?

Нет, в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, — говорит клинический психолог Наталья Науменко. — Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу. Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи. К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки. Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока я тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив "мама будет ругать"…

Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику. Кроме того, в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил. Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее тяжелый период в жизни, но она любит ребенка,  и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не произойдет – это повод для обращения к врачу».

Как распознать у ребенка депрессию?

«Мне все говорили: "С ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно!" — рассказывает Елизавета, мама Егора. — Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить лучше, чем жить… Таблетки вредно, да. Но не жить — вреднее. Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года — до такой степени все было запущено». 

Чем могут помочь родители, если у ребенка депрессия. Американская академия педиатрии советует:

  1. Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.

  2. Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.

  3. Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.

  4. Налаживайте здоровый образ жизни.

  5. Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.

  6. Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.

  7. Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, — все это укрепляет связь с ребенком.

  8. Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность.

  9. Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – главная причина психических проблем у детей.

  10. Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Ищите помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.

  11. Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.

  12. Оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.

  13. Просвещайте других.

  14. Ваш ребенок не выдумывает симптомы.

  15. То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.

  16. Обсудите, бывали ли в вашей семье случаи депрессии: это помогает ребенку лучше понять, что происходит.

  17. Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.

  18. Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.

  19. Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.

  20. Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.

  21. Превращайте проблемы в задачи и делите их на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.

  22. Создайте план безопасности.

  23. Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.

  24. Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.

  25. Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.

  26. Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).

  27. Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.


Никея