Добрые сказки

Автор: Васильева-Ландышева Елена Все новинки

Как узнать волю Божию?

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Как узнать волю Божию? Православный комментарий на Книгу Притч
  • Автор книги: иерей Георгий Максимов

М.: Благовест, 2024. - 592 с., ил.


«Мудрость разумного — знание пути своего», - говорит царь Соломон в своей книге Притч. По некоторым оценкам, эта книга Ветхого Завета — самая читаемая после Псалтири. Это неудивительно, так как в ней изложены принципы и практические советы для жизни: отношения с детьми, с родителями, с коллегами, с начальниками, с подчиненными, с друзьями и врагами — фактически все сферы человеческих отношений получили подробное освещение. Так что если кто-то спрашивает: «Как узнать волю Божию?», или: «Что Бог хочет от меня?», или: «Как поступать угодным Богу образом в любой жизненной ситуации?», — то книга Притч как раз является исчерпывающим ответом. Толкование на эту книгу мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

1. Книга под названием «Как узнать волю Божию? Православный комментарий на Книгу Притч» - вышла в свет в издательстве Благовест. Комментарий составлен священником Георгием Максимовым на основе православных толкований на Книгу Притч, прежде всего, святоотеческих. Сюда включены толкования пятидесяти святых из разных стран и эпох, также как и десяти неканонизированных православных авторов. Все это вместе составляет уникальный компендиум знаний о том, как правильно и богоугодно поступать почти в любой жизненной ситуации.

2.  В самом начале книги описывается, что это за произведение и чьё оно: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского». Что такое притчи? Как объясняет святитель Василий Великий, «притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль…» То есть, притчи побуждают человека искать более глубокий, скрытый смысл за словами. Это сделано в том числе, и для того, чтобы верующий учился бы искать скрытый духовный смысл в событиях своей жизни. Потому что если лишь поверхностно воспринимать как притчи, так и события нашей жизни, то сложно понять, что Господь хочет нам сказать. Нужна некоторая пытливость и усердие.

3. Есть и другая причина изъясняться притчами. Как объясняет автор, дело в том, что не все достойны познавать слова Господни. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «сказанное в притчах Святым Духом хорошо понимают имеющие сердце, преданное Богу». То есть, жизнь в соответствии с верой в Господа и с Его волей раскрывает ум человека для постижения скрытых истин, которые человек поверхностный, живущий по грехам и неверующий в Бога, не заметит. Впрочем, в притчах помимо скрытого смысла есть и прямой, который тоже полезен. Так что в каждой притче заложено несколько уровней понимания, как читатель впоследствии увидит на примере святоотеческих толкований.

4. Святой Беда Достопочтенный говорит о том, что слово «притчи» на латынь может переводиться и как «пословицы». Действительно, в Книге Притч есть изречения, которые предполагались к заучиванию, чтобы их часто повторяли – как пословицу, – запоминали и в подходящей ситуации употребляли, и таким образом это помогало бы человеку правильно строить свою жизнь. Пословицы были способом запоминания ключевых мыслей, которые определяли для человека то, чем он руководствуется. Так же и в нашем народе, – у нас есть множество пословиц и поговорок, которые напоминали человеку о христианском понимании жизни, и формировали правильное отношение к тому, что происходит.

5. Например, «Христос терпел и нам велел», «Тот не унывает, кто на Бога уповает», «Бойся Бога – смерть у порога». Такие поговорки в нашем народе, по словам автора, были на том же самом положении, на котором Притчи царя Соломона предлагались для людей его времени и последующих веков. И, к слову, целый ряд наших русских поговорок имеют прямые пересечения с Книгой Притч. В следующих стихах ветхозаветной книги объясняется, для чего эта книга написана: «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты. Простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Притч. 1:2–6).

6. Итак, - говорит автор, притчи адресованы не узкой группе лиц, но всем, кто желает научения от Бога, независимо от их возраста, статуса и интеллектуальной подготовки. Что касается слов: «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их», то здесь отец Георгий отмечает, что приточный способ изъяснения был достаточно распространён в древнем мире и служил одним из способов отличить человека смышлёного от несмышлёного. Способность видеть глубокий, неявный смысл текста показывает уровень интеллектуального развития. У нас это немного сохранилось в культуре загадок. Для чего загадывают загадки ребёнку? Для того, чтобы он находил то, что скрыто за словами и через это возрастали его познавательные способности.

7. Подобные загадки в древности были распространены и для взрослых, их особенно любили на Востоке, да и сейчас любят. Так вот, познание Премудрости Божией не только духовно, но и умственно развивает человека, об этом идет речь в первых шести стихах книги Притч. Можно сказать, это вводная часть, а с седьмого стиха начинается собственно содержание. Первая притча, первое изречение, очень известно в христианской письменности. Множество святых отцов цитировали и объясняли эти слова: «Начало мудрости – страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7). Здесь вводится важное понятие «страх Божий», и через него объясняется слово «мудрость».

8. Здесь, по словам отца Георгия, речь идет не о той мудрости, которая связана с образованием или накоплением знаний, а о божественной мудрости, которая приобретается через личные отношения с Богом. Далее автор отмечает, что если в первой главе книги сказано о страхе Божием, то во второй -  описывается, как его обрести. Во-первых, нужно не только принять, но и исполнять заповеди Божии, руководствоваться ими в жизни. Во-вторых, нужно сделать «ухо внимательным к мудрости и наклонить сердце к размышлению», то есть стремление познать волю Божию должно исходить из сердца. И ум, и чувства согласно должны быть устремлены к Богу, к тому, чтобы найти связь с Ним и учиться от Него.

***

О том, как познать волю Божию говорит в своей книге царь Соломон, а доступно слова Соломона для современного читателя объясняет священник Георгий Максимов. Как отмечает автор, он не ставил перед собой задачи написать научный комментарий, но хотел представить читателю то, как Книга Притч понималась и понимается в православной христианской традиции на протяжении двух тысяч лет. В основу книги лег курс библейских бесед, проведенных автором при храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове с 2020 по 2022 годы. Отец Георгий выражает глубокую благодарность своему покойному другу, священнику Даниилу Сысоеву, некогда благословившему и вдохновившему его на создание православных библейских комментариев.

Телеканал "Союз"/У книжной полки