Келейный летописец
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Келейный летописец
- Автор книги: святитель Димитрий Ростовский
М.: Сибирская Благозвонница, 2023. — 638 с.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, широко известен верующим своими знаменитыми «Житиями святых», но им написано и многое другое. Самым значительным сочинением последних лет жизни святителя является «Летопись миробытия», называемая также «Келейным летописцем». Являясь подлинным сосудом благодати Божией, святой архипастырь властию Духа Святого и силой своего слова просвещает душу читателя пониманием Божественного Промысла. По словам самого святителя, в его «Летописи» «много собеседований толковательного, рассмотрительного и нравоучительного духовного содержания». В настоящее время этот труд Ростовского архипастыря вышел в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница» и называется - «Келейный летописец»
1. Православное издательство «Сибирская Благозвонница» переиздает известное произведение великого российского святого 17-18 веков — святителя Димитрия Ростовского - «Келейный летописец». Книга сопровождается вступительной статьей Олега Кириченко, рассказывающей об истории создания «Летописца». Здесь автор статьи отмечает, что святитель Димитрий жил в схожую с нашей эпоху великих перемен. Они были связаны с переходом России средневековой, традиционной, Московской Руси летописей и хронографов к России Петербургской, стране светской, со светскими научными знаниями, историческими сочинениями и художественными историческими романами.
2. Киевская Украина тогда, в конце 17 века, будучи православной, была тесно связана с западной культурой и книжностью, что в значительной степени повлияло на ее миссию — быть посредницей и помощницей Петру 1 в его реформах. Одним из таких духовных помощников царя-реформатора был и святитель Димитрий (Туптало), настоятель одного из малорусских монастырей, ученый монах, автор Житий святых. Родился будущий святитель (в миру Даниил Туптало) в городе Макаров под Киевом в семье казачьего сотника. Получив прекрасное богословское образование у в Киеве, в «училищном» Богоявленском монастыре, он в 1668 году принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре.
3. В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель и главным проповедником соборного храма в Чернигове, а затем в Вильно (ныне Вильнюс в Литве) в Свято-Духовом монастыре и в Слуцке. После этого он жил в Батурине и с 1682 года был игуменом Николаевского монастыря. Через два года поселился в Киево-Печерской Лавре и здесь занялся писательской деятельностью по составлению житий святых. В составе малороссийского гетманского посольства о. Димитрий посетил Троице-Сергиеву Лавру, где произошла встреча с царем Петром I.
4. После возвращения он был игуменом монастырей в Глухове, Чернигове, Новгороде-Северском. В 1701 году по указу Петра I о. Димитрия как ученого монаха, аскета, имеющего опыт руководства монастырем, перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским, из-за слабости здоровья святитель попал на Ростовскую кафедру, став в 1702 году митрополитом Ростовским. В Ростове святитель Димитрий организовал по сути первую в России семинарию. Здесь же он преподавал будущим пастырям и продолжил свои плодотворные церковно-писательские труды, работая до конца своих дней над «Келейным летописцем». В Предисловии к нему святитель особо обращает внимание на важность книжных знаний и в первую очередь Священного Писания.
5. Эти знания, говорит он, нужны «для познания Бога, для управления самим собою и для наставления других». Умение управлять самим собою, как подробно разъясняет Ростовский архипастырь, необходимо как залог познания Бога и научения других. Святой Димитрий Ростовский главным своим делом считал проповедь, особенно в Ростовский период жизни. И «Келейный летописец», «близко подходит к проповедям святителя». Ростовский архипастырь особенно радел о просвещении духовенства, о научении детей основам веры. «Келейный летописец» и задуман был как учебное пособие для Ростовской духовной школы.
6. Как отмечает Олег Кириченко, главной темой и книжной, и устной проповеди святителя Димитрия было покаяние. Ради этой цели писался и «Келейный летописец». В нем ясно присутствует перекличка современных святому Димитрию событии с далекими библейскими. Святитель Димитрий обильно наполнял библейскую историю богословскими и нравоучительными проповедями для того, чтобы убрать перед читателем временные рамки, чтобы сделать его современником тех великих и часто горьких событии. Сам святитель Димитрий указывает на несколько причин, которые побудили его взяться за данный труд. Так в предисловии архипастырь пишет: «Да будет известно тому, кому придется всмотреться в этот мой убогий летописный труд, что все изложенное здесь не с тою целью писалось, чтобы выпустить в свет отдельным изданием и для ведения книжным людям предложить то, что всем хорошо известно…
7. Я взялся с Божией помощью писать сию книгу ради своего собственного знания и келейного чтения и не составлял нарочито для других ее на основании собственных своих знаний, но только собирал для себя в научение все лучшее из многих книг. Если же сия книга попадет в руки и других читателей и если она кому-либо будет угодна, то в этом да прославится имя Господне». А вот что святитель писал об этом митрополиту Стефану Яворскому: «...не о мирских событиях, не о политике я намерен писать в Летописце, а излагать нравоучения полезные; не услаждать читателя только историями, но наставлять и нравоучениями, а равно дать и руководство по библейской истории духовенству. Это мой долг и мое желание».
8. Таким образом, это было желание разобраться в библейской хронологии, а также создать столь необходимое для духовенства руководство к церковной истории, и дать учащимся учебник по библейской истории. Святитель Димитрий также делал «Летописец» доступным в изложении в первую очередь для «простецов», для народа, но при этом с четким, богословски отточенным взглядом на библейские события. И книга полюбилась самому широкому читателю и пользовалась спросом и популярностью весь 18 век. Даже в неоконченном виде, уже после кончины Ростовского архипастыря, рукописные редакции «Келейного летописца» стали расходиться по всей России. Книга имела чрезвычайную популярность в среде православных читателей.
***
По словам самого святителя Димитрия Ростовского, в его «Летописи» содержится «и история, и будто толкованьице». При этом в книге он цитирует не только множество святых отцов и церковных хронографов, но и поэтов, философов, богословов, географов от глубокой древности до современности. Поэтому в определенном смысле «Летопись миробытия» является своеобразной гуманитарной энциклопедией того времени. Все свои обширные познания и стилистическое мастерство Владыка обращает к благочестивому читателю «для снискания душевной пользы». Святитель Игнатий Брянчанинов и преподобный Амвросий Оптинский указывали на особую значимость «Летописца» «для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям».
Телеканал "Союз"/У книжной полки