«Хочу верить. Нужны ли заповеди Божии молодым?»

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"
  • Книга: Хочу верить: нужны ли заповеди Божии молодым?
  • Автор книги: протоиерей Павел Карташев

Все люди на земле, без исключения, стремятся к счастью. Стремление к счастью заложено в нас, как память о блаженной жизни в благоухающем и поющем саду, о рае в Эдеме на востоке, с любовью насажденном Творцом. Однако воспринимают счастье все по-разному. Для человека властолюбивого – это высокая должность, для многих женщин, как поётся в песне: «был бы милый рядом», а для ребенка-сладкоежки – полные карманы конфет. Люди же, сердцем чувствующие Бога, когда подумают о стремлении к большему, представят себе полноту и счастье, которые связаны с возвышенным, духовным общением со своим Создателем. Для чего был создан человек и для чего мы из века в век рождаемся на земле? Что нужно человеку для счастья? И как стать счастливым помогают заповеди Божии? Об этом рассказывает протоиерей Павел Карташев в своей книге – «Хочу верить: Нужны ли заповеди Божии молодым?»

1. Протоиерей Павел Карташев — настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района Московской области. Родился в Туле, с 1958 года жил и учился в Москве. Кандидат филологических наук. Писатель. Автор сказок для детей, сборников рассказов и очерков, книг церковно-просветительского содержания. Преподаватель Коломенской Духовной семинарии. Книга отца Павла - «Хочу верить», вышедшая в свет в издательства Никея, — это необыкновенный по своей насыщенности и ясности рассказ о христианской вере, адресованный, в первую очередь, молодым читателям.

2. Начинает свой рассказ автор с евангельской истории, которая хорошо известна православным христианам, так как она часто звучит за богослужением. Это история о том, как апостолы Лука и Клеопа, шедшие из Иерусалима в Эммаус, встретили воскресшего Христа и не узнали Его. По дороге Спаситель толковал апостолам Писания, и для них открылся их смысл. А Самого Господа они узнали в преломлении хлеба. Как сегодня человек познаёт Бога? Как и когда происходит эта встреча? Чему нас – людей, живущих в 21 веке, учит Священное Писание? И почему заповеди, которые были даны много веков назад, ветхозаветным людям, также актуальны для нас? Обо всё этом отец Павел беседует с молодежью, а эти беседы находят свое отражение в его книгах.

3. Как отмечает священник, самый обыкновенный человек ежедневно воспринимает очень много впечатлений: узнает новое, вспоминает, мучается, блаженствует — он носит в душе бесконечный мир, и разве возможно этот мир положить, например, в деревянный ящик и закопать в яму? Если в яму, то зачем тогда понадобилось привязывать нас так сильно, так нежно, друг ко другу? Столько всего почувствовать, и потом навсегда перестать улыбаться и надеяться? Исчезнуть? Нет, этого просто не может быть! Человек, мы уже говорили об этом, запрограммирован на счастье, он живет с уверенностью, что счастье есть — впереди. Он как будто его потерял и всё время о нем вспоминает: об утраченном блаженстве. Или не он потерял, а далекие предки, а ему осталась смутная память».

4. Однако, когда маленький человечек только появляется на свет, он еще не знает о том, что «жизнь – бесконечно богата», но она не вечна на земле. Рождаясь, малыш постепенно растет, «начинает узнавать и понимать, пытается разбираться, различает предметы и лица, слышит и понимает слова, улыбается маминой песне. Познает мир, осваивает его. К счастью, - говорит батюшка, - нас с первых дней окружает забота взрослых, а в течение жизни - забота всех, друг о друге. Пусть и полусознательная, пусть даже оплачиваемая, но все-таки взаимная забота. Один сеет, другой собирает и отвозит, третий продает и все вместе едят, и растут под одним солнцем. Общение - залог и условие жизни.

5. И вот эти два свойства: потребность в общении и стремление к познанию настолько близки одно другому, что они порой вовсе неразличимы. Они составляют стороны единого процесса: превращения спящего, сосущего, плачущего младенца в мудрого, любящего, сильного человека. Двигатель этого превращения присущая нам внутренняя сила, или воля к жизни, все более полной и совершенной. Для познания мира, своего места в нем и самих себя у нас есть все средства. Какие же? Начнем, - говорит автор, с тех, что лежат на поверхности, что собраны на лице. Лицо человека удивительная система восприятия сигналов и импульсов окружающей среды.

6. Как известно, отмечает отец Павел, мы счастливые обладатели пяти органов чувств: из этих пяти два главных, а три вспомогательных. Без осязания можно прожить благополучно, и если вся пища на один вкус тоже не велика беда. И ароматы не обонять грустно, но вполне терпимо. А вот без слуха человек уже и немой. Если речь не входит в него через уши, то не исходит и с языка. Не течет ручеек слов через его голову и не вращает турбинку ума: мышление сковано. А лишенному зрения так же, если не более, трудно влиться в заботы и переживания зрячих и слышащих. В слепого не проникают потоки света, не просвещают его красотой и не запечатлевают в душе его невозмутимый строй во всем» (Тютчев).

7. Как отмечает автор, глаза и уши человека смотрят и слушают, чтобы понять себя и мир, оценить и полюбить его, ответить ему взаимностью. Вот-вот! Ответить ему, вступить в диалог, то есть опять же в общение, но уже более высокого уровня: тонкое, умственное, духовное. Как это происходит? Глаза и уши передают впечатления в незримые области человеческого существа, туда, где из впечатлений рождаются собственно чувства: опасности, благодарности, восторга, радости или грусти. Называется это таинственное место переживаний и стремлений - Сердцем. А переводчика чувств на разные языки, от разговорного языка до языка, к примеру, математики или архитектуры, называют Умом.

8. Но, как говорит отец Павел, для того, чтобы «видеть мир и себя в истинном свете, очень нужны нелукавый ум и сердце, стремящееся к чистоте». А хранить эту чистоту и помогают человеку заповеди Божии. «Все они, по словам автора, - обращены целиком к человеку и говорят об одном: о полноценной жизни. И важны они не вперемешку, не как вспомнятся, а в логической последовательности, в причинно-следственной связи. Отсюда следует, что первая заповедь самая главная, а из нее уже происходят, одна за другой, остальные. И все, что говорит Господь Моисею, в заповедях, освящено Его взглядом и Его заботой. Чтобы ни говорил Господь: о кумирах ли, или о честности и чистоте, все слова Божии выслушивает человек, остро чувствуя, испытывая всем существом ревностную, пристальную, родительскую любовь своего Создателя». О том, как появились заповеди, и что в них открывает человеку Господь, рассказывает автор на страницах этой книги.

***

По словам отца Павла, «человек не может жить без вопроса в душе: зачем я живу? Трава, плесень, хищник существуют, чтобы побыть и умереть. А человек - чтобы стать лучше и затем жить всегда, и не в чужой памяти, а в своем, что называется, уме. Человеческая жизнь принципиально отличается от жизни вирусов, грибов, растений и животных». И об этом, как говорит священник, надо помнить, эту суть надо чувствовать всеми фибрами души. Об этом и многом другом отец Павел и говорит с молодежью. Уже много лет он успешно проводит беседы и лекции в старших классах школ и в вузах. Опыт живого контакта с молодежной аудиторией, способность интересно рассказывать, слышать и понимать своего слушателя и читателя, несомненный литературный талант автора — все это делает книгу настоящим другом и помощником на пути к счастью и к Богу.

Телеканал "Союз"/У книжной полки