Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Храм – место духовного становления личности

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Протоиерей Александр Шестак. Небом посланный… 
М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 64 с., ил.


Книга протоиерея Александра Шестака посвящена небольшому храму-часовне Архангела Михаила, расположенному на территории Московского университета МВД России. Протоиерей Александр – настоятель этого храма, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук, заведующий сектором МВД и учебных заведений в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. 

Небольшая по объёму книга прекрасно оформлена. Она состоит из трёх глав («Небом посланный…», «Из истории строительства храма Архангела Михаила», «Создатели храма») и завершается подборкой великолепных цветных фотографий, в которых запечатлены этапы работы над возведением храма, его фресковая живопись, а также освящение закладного камня, креста, колоколов, самого храма.

Первая глава предлагаемого читателю литературно-художественного издания, давшая название всей книге, повествует о красоте Божьего дома, причём в рассказе присутствует и описание совершаемого в храме-часовне всенощного бдения, представляющего собой замечательное по красоте богослужение. Как отметил известный католический литургист Роберт Тафт в статье «Русская литургия: зеркало русской души», всенощная «…является вместе с панихидой по усопшим и божественной литургией выражением русского литургического гения».

Автору удаётся передать своё поистине поэтическое восприятие этого небольшого храма, который «издалека смотрится как игрушка». Храм венчается куполом, символизирующим духовное небо, фасады украшены тремя ростовыми мозаичными иконами: святого равноапостольного великого князя Владимира, святителя Николая Мирликийского и Архангела Михаила. Сбоку звонница – в форме арки, увенчанная флюгером в виде трубящего Ангела.

С раннехристианского периода пространство храмов украшалось иконами и настенной живописью. Важным элементом убранства храма стал басменный иконостас с ликами Христа Спасителя и Казанской иконой Пресвятой Богородицы. В его верхнем праздничном ряду собраны иконы христианских двунадесятых праздников. На северной стороне, левее от иконостаса, расположен сюжет чуда накануне сражения на Неве в 1240 году, когда в ночь перед битвой воину Пелгусию в видении явились святые братья князья Борис и Глеб. На южной стене храма изображено чудо, совершённое Архангелом Михаилом в Хонех. В храме также представлена роспись, где святой Георгий Победоносец поражает копием змия.

На северной стене, под композицией Голгофы, слева направо изображены фигуры четырёх святых мужей: святого благоверного князя Игоря Черниговского, равноапостольного великого князя Владимира, святителя Николая Чудотворца (Можайский образ) и святого благоверного князя Александра Невского.

Протоиерей Александр указывает на неслучайность подобного выбора: «В программе храмовой росписи хотелось отразить тех угодников Божиих, под чьим покровительством были и остаются все те, кто взял на себя заботу о создании и строительстве храма, проявил определённую смелость и недюжинные организаторские способности, чтобы не только возвести церковное здание, но и обеспечивать функционирование храма, а также решился украсить его дивной и содержательной росписью».

Автор отмечает: стройная система живописных настенных росписей позволяет осуществлять «живой диалог с верующими об основных истинах христианского вероучения в доступной для прихожан форме», при этом обращает внимание на то, что «в программе росписей Михаило-Архангельского храма преобладает тема ратного подвига русских святых». 

Работу по созданию росписей храма выполнили талантливые иконописцы супруги Семен Лебедев и Лилия Прокофьева. Росписи светлые, радостные, преображающие пространство; иконописцы справились со своей задачей, не перегрузили храм.

На примере этого храма можно проследить одну из тенденций современности – в сознании многих верующих наиболее благочестивыми и каноничными воспринимаются древнерусские и византийские иконы, поэтому художники старались следовать традициям русской иконописи, избегая слепого копирования конкретных образцов.

Поскольку Церковь Христова – это прежде всего верующие, то протоиерей Александр неспешно, в былинном стиле, повествуя о храме, говорит и о его постоянных прихожанах, членах общины, в частности, о смотрителях Александре Михайловиче и Викторе Дмитриевиче, проводящих сложную катехизаторскую работу, регенте Капитолине, певчих Варваре, Галине, Виталии, алтарнике Иване и многих других.

Во второй главе читателю предоставляется возможность узнать историю создания храма в память о погибших при исполнении служебного долга сотрудниках правоохранительных органов. Идею строительства храма выдвинул первый начальник Московского университета МВД России, генерал-майор милиции Владимир Яковлевич Кикоть. Первоначально предполагалось соорудить деревянный храм, но потом было решено возвести каменный. Архитектором стал Михаил Юрьевич Кеслер.

На первых порах средств на стройку не было, но через шесть лет, наполненных молитвами и поисками благодетелей, Господь послал щедрого жертвователя. И уже 8 ноября 2010 года был освящён закладной камень храма-часовни. В июле 2012 года строительство храма завершилось, 7 ноября он освящён в честь святого Архистратига Божьего Михаила.

Материал третьей главы книги знакомит читателей с создателями храма. Владимир Яковлевич Кикоть, Николай Викторович Румянцев, Игорь Александрович Калиниченко, Михаил Александрович Шляпин – люди, благодаря неравнодушию, самоотверженности, труду которых появился удивительный храм-часовня Архангела Михаила.

Издание имеет гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви». Увлекательно написанная книга будет интересна и полезна широкому кругу читателей.