Храм Василия Блаженного

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Храм Василия Блаженного
  • Автор книги: Фомина Марина

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2023. — 480 с., ил.


Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых праздников русского народа. В этот день мы вспоминаем одно из чудес Божией Матери, когда в греческом городе Константинополе, во время богослужения святой Андрей юродивый увидел на облаках Госпожу и Царицу мира. Богородица сняла с Себя большое светлое покрывало и раскрыла его над всеми стоявшими в храме. Так было и остаётся по сей день. Пресвятая Богородица защищает Своим Покровом всех православных людей, как заботливая мать бережёт от бед своих детей. В честь этого праздника на русской земле освящено немало церквей, в том числе знаменитый храм на Красной площади в Москве. Он известен как храм Василия Блаженного, но настоящее его название - собор Покрова на Рву. О нем рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.


1. Храм Василия Блаженного – один из главных символов России, удивительный памятник XVI века, который знают во всем мире. Книга Марины Фоминой, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря, рассказывает не только о «визитной карточке России», но и о той эпохе, в которую был построен храм, и об одном из его создателей – Иване Грозном. Личность первого русского царя считается одной из самых противоречивых и загадочных в отечественной истории, а эпоха его правления – трагичной, мрачной, полной неразрешимых противоречий. Автор книги предлагает нестандартный взгляд на личность Ивана Грозного и развенчивает мифы о нем, его времени и о его обетном храме.

2. Марина Фомина – математик, вся ее научная жизнь прошла на предприятиях космической отрасли, но сфера интересов была гораздо шире. Марина Олеговна любила историю, особенно ее привлекала эпоха правления Ивана Грозного. Интерес рос по мере развития интернета и появления в Сети оцифрованных материалов Лицевого летописного свода – иллюстрированной исторической хроники, созданной в XVI столетии. Математика помогла Марине Олеговне проанализировать этот и другие документы и сделать исследование, которое напоминает увлекательный детектив. К сожалению, она не успела закончить свое исследование. 25 апреля 2020 года Марина Фомина почила в возрасте 60 лет и последнее, что она успела рассмотреть, это бегство Андрея Курбского в Литву в 1564 году.

3. Свой рассказ автор начинает с подробного рассказа о храме Василия Блаженного как символическом Небесном Иерусалиме в сакральной топографии средневековой Москвы, а затем переходит к повествованию об исторических личностях эпохи Ивана Грозного. Сопоставляя различные источники, исследователь буквально по дням реконструирует некоторые периоды того времени и делится своим видением развития событий и роли приближенных царя. Зачастую она полемизирует с историками, объясняя, но не навязывая читателю свою позицию.

4. В предисловии автор пишет: «Михаил Лермонтов сказал о храме Василия Блаженного так: «Церковь, которой дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Поскольку до 19 столетия этот храм «ни один русский не потрудился описать подробно», «дивящиеся иностранцы» напридумывали разных сказок, которые сегодняшние экскурсоводы, глазом не моргнув, пересказывают доверчивым слушателям. Какие это сказки? Автор рассматривает три легенды: об ослеплении зодчих, о том, что храм копирует разрушенную казанскую мечеть и о правильном названии храма. Первые две легенды автор опровергает, с ее объяснениями вы познакомитесь сами. А вот про названия мы немного расскажем вам.

5. Сейчас в ходу два названия: Покровский собор и храм Василия Блаженного. Однако в 17 веке как русские, так и иностранцы называли собор на Красной площади и другими именами. Швед Петр Петрей в 1617 году писал: «Чрезвычайно красивой постройки церковь, крытая светлым и блестящим камнем, называется Иерусалимом». Адам Олеарий в 1634 году подтверждал, что церковь называется Иерусалимской. А Бернгард Таннер в 1678 году добавлял: «Украшением площади является церковь, которую немцы называют Иерусалимом, а москвитяне — Святой Троицей». Откуда столько названий и какое же из них правильное?

6. Об этом автор далее пишет: «Официальное и правильное название собора — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Дело в том, что центральный престол храма, находящийся под самым высоким шатром, посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Выбор посвящения объясняется тем, что именно в праздник Покрова, 14 октября 1552 года, Иван Грозный начал решающий штурм Казани, дав обет возвести храм, если город будет взят. Откуда же взялись другие названия? Для употребления каждого из них есть свои причины». Например, именование храма «Святой Троицей». По словам автора, подавляющее большинство интернет-комментаторов видят единственную причину: раньше на этом месте стояла деревянная церковь во имя Святой Троицы. Ее разобрали, а на ее месте построили новый, каменный храм Покрова, но москвичи по привычке еще долго называли его прежним именем, тем более что один из приделов в новом храме посвятили Святой Троице.

7. В той прежней деревянной Троицкой церкви часто молился известный московский юродивый Василий. Он умер во время строительства нового собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Василия почитали в Москве как святого. На место его упокоения потянулся народ, говорили о чудесах, совершаемых им после смерти. Как следствие, сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, в 1588 году добился канонизации блаженного и велел пристроить к храму Покрова еще один придел, посвященный святому. Придел Василия Блаженного был единственным из всех, который отапливался зимой, богослужения в нем совершались ежедневно. В остальных приделах зимой было холодно, службы там проводили только летом. Вот люди и рассудили, что придел, где чаще проходят богослужения, «главнее». Так храм Покрова получил народное название «храм Василия Блаженного».

8. Осталось узнать происхождение последнего варианта: Иерусалим. Как рассказывает автор, это называние связано с крестным ходом, который совершался ежегодно в Москве в праздник Входа Господня в Иерусалим. Символически он воспроизводил это важное событие Священной истории и начинался в Кремле, а завершался в храме Василия Блаженного, который символизировал собой Иерусалим. Там в приделе Входа Господня в Иерусалим совершалась торжественная служба. Подробнее об этом крестном ходе и о том, как любили его православные люди, рассказывает автор. А затем приступает к более детальному знакомству с храмом.

***

По словам автора, храм Покрова на Рву хранит память не только о дне решающего штурма, но и о некоторых других днях, важных для той кампании. Иван Грозный, лично возглавлявший военный поход, решал, какие дни считать важными, и вместе с высшим церковным иерархом Москвы, митрополитом Макарием, выбирал, каким святым посвящать приделы в планируемом храме. Эти и другие исторические данные и предлагает нам Марина Фомина. Благодаря ее книге «Храм Василия Блаженного» читатель узнает, как развивалась и воплощалась идея строительства знаменитого собора, познакомится с жизнью царя Ивана Грозного и увидит, как росла вместе с храмом страна, превращаясь из маленькой Московии в большую Россию.

Телеканал "Союз"/У книжной полки