Христианский тайм-менеджмент: как все успеть после каникул?
Началась осень, и жизнь побежала быстрее. У кого-то дети пошли в школу, у кого-то начался активный сезон на работе, у кого-то созрел урожай в саду — как со всем справиться и оставить место для Бога? Можно ли быть счастливым, занимаясь рутинными делами? И грешно ли человеческое стремление накопить денег на размеренную, беспечную жизнь? Ищем ответы в Евангелии вместе с протоиереем Владимиром Хулапом
Не только экономика, но и жизнь любого организованного человека основана на планировании; написано множество пособий по тайм-менеджменту — научной организации времени. Планы могут быть стратегическими или охватывать ближайшие несколько дней, и в этом нет ничего плохого, более того, планирование означает, что человек серьезно относится к краткому времени своей жизни. Однако чаще всего в них не включается очень важный фактор — воля Божия.
В Послании апостола Иакова мы читаем: Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4: 13–16).
Ежедневно мы просим в молитве Господней: «да будет воля Твоя» — о том, чтобы совершилось не просто кажущееся нам необходимым, но действительно необходимое для нас, пусть даже и противоречащее планам, — воля Божия о нашем спасении.
Притча о богаче
Жизнь коротка независимо от того, сколько лет мы проживем на земле — тридцать, пятьдесят или девяносто. Поэтому апостол Иаков и напоминает нам, что большинство людей, строя планы, забывает приготовиться к жизни вечной. Включаем ли мы эту подготовку в наши планы? Попробуем сделать в верхней строке ежедневника, в разделе «задачи», запись «жизнь вечная» вместо какого-нибудь срочного дела. Если искренне попытаться переориентировать свои цели, планы и приоритеты, нам откроется совершенно иное понимание бытия. Многое из того, что казалось важным, отпадет само собой, а то, на что постоянно не хватало времени, добавится — прежде всего забота о нашем внутреннем мире. Христос говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33).
Безумный богач из притчи был трагически близорук; у него был слишком узкий горизонт планирования по сравнению с вечностью. Он стремился сохранить богатство, чтобы наслаждаться им, не работая, и иметь обеспеченную старость. По-настоящему мудрый человек планирует будущее не только до выхода на пенсию. Смерть — не конец, а начало, и мы должны думать о нем заранее.
Все земные планы непрочны и ненадежны: «В делах человеческих, по естественному порядку, нет ничего твердого, равного, держащегося своими силами и пребывающего в одинаковом положении. Участь наша вращается, подобно колесу, изменяясь в разные времена, часто в один день, а иногда и в один час. Так что скорее можно положиться на постоянство ветров, никогда не останавливающихся, или следов плывущего по морю корабля, или на обманчивые ночные сновидения, доставляющие минутное удовольствие, или на твердость тех начертаний, какие дети, играя, делают на песке, нежели на благоденствие человеческое. Итак, благоразумны те, кто, не веря благам настоящим, собирают себе сокровище в будущем и, видя непостоянство и переменчивость человеческого благополучия, любят добродетель, которая никогда не изменит» (святитель Григорий Богослов).
Истинный успех в жизни зависит не от размера житниц, но от Бога. Конечная цель всех наших усилий — труд для вечности. Это не означает, что следует оставить все дела и обязанности, уйти в монастырь и предаться молитве.
В правильной перспективе, где на первом месте стоит самое важное, а не второстепенное, любые земные дела, любая самая скучная и грязная работа озарится немеркнущим Божественным светом.
Можно заниматься тем же, что и раньше, но воспринимать это как служение Богу и людям на том месте, куда поставил нас Бог, — будь то руководитель крупной компании или уборщица, подметающая пол у него в кабинете. Выполняя свою работу как труд для вечности, наполнив ее молитвой (ведь молиться можно всегда и везде), мы и к начальству, и к сослуживцам будем относиться по-другому — ведь и их поставил рядом с нами Бог. Тогда можно и большие житницы построить, чтобы сохранить данный Богом урожай, и распорядиться им соответственно. Тогда и успех будет определяться иначе:
«Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божьей во всяком предлежащем деле, то, хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело» (преподобный Амвросий Оптинский).
Если сравнить жизнь богача из притчи со святыми, жившими в миру, мы увидим поразительную разницу: они имели житейские обязанности, содержали себя и свои семьи, и все это, не забывая о Боге, а, напротив, наполняя повседневность памятью о Нем. Так ежедневно освящалась их жизнь, обретала абсолютно иное измерение и качество. Они, по слову притчи, действительно «богатели в Бога».
Все согрешили (Рим. 3: 23), все люди совершают ошибки — одни больше, другие меньше. Мы очень не любим признавать свои промахи, а тем более глобальные неудачи; особенно трудно увидеть и признать, что вся наша жизнь была одной колоссальной ошибкой.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Все в себе самом носит силу разрушительную, которая не лежит, как семя неразвитое, а непрестанно действует, и все течет к своему концу. Проходит образ мира сего (1 Кор. 7: 31). Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то (Пс. 38:7). А мы все суетимся, все хлопочем и хлопочем, и хлопотам нашим конца нет. Встречаем кругом себя постоянные уроки, а все свое — словно слепы и ничего не видим. Да и правду сказать, слепы или ослеплены: и себе, и ничему окружающему нас, и владениям нашим конца не чаем. И что еще? Встав, как нам представляется, хорошо, уверены, что стоим твердо, как на утесе, тогда как положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чувствуем этого и предаемся беспечному наслаждению текущим, будто вечным. Помолимся же, да откроет Господь умные очи наши, и да узрим все, не как оно кажется, а как оно есть».
Мы называем себя христианами, но часто живем теплохладно, может быть, внешне в достатке, но духовно бедно — вместо того, чтобы богатеть в Бога. Поставить Бога на первое место легко на словах, но на деле это требует усилий, пота, крови. «Отдай кровь и прими Дух», — говорили древние отцы-пустынники, и это единственно верный путь.
Если мы поставим Бога на первое место в нашей жизни, Он должен быть первым в нашем распорядке дня — к Нему должны быть обращены наши первые утренние и последние вечерние мысли, а также регулярная молитва в течение дня. Он должен быть первым в нашем сердце — именно к Нему оно должно стремиться прежде всего, а наши способности следует использовать для Его славы.
Окружающие должны увидеть, что мы живем по Евангелию, что у нас иная, отличная от мирской система ценностей. Христианство сегодня зачастую кажется недостоверным, так как люди видят, что мы живем как все, кроме того, что ходим в храм и постимся, ничем не отличаемся от остальных.
Концовка притчи снова неожиданна: в глазах Божиих успешный бизнесмен оказывается глупым неудачником. У него было все, что можно купить за деньги, но он бездарно растратил то, чего не купишь ни за какие сокровища, — свою бесценную жизнь. Христос хочет, чтобы мы правильно выстраивали перспективу, поскольку «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Он призывает нас фокусироваться на вечности, а не на земном, на людях, а не на имуществе, на служении, а не на собственном «я».
Найти надлежащий баланс между временным и вечным (особенно если мы не монахи, отрекшиеся от мира и живущие в монастыре) сложно. Мы постоянно вынуждены приспосабливаться к материалистическому образу бытия нашего общества.
Но даже если мы в прошлом руководствовались неправильными стандартами, есть возможность начать все сначала. Мы можем прямо сегодня приступить к построению других житниц — не земных, но небесных, ведь некогда и в нашу дверь постучится смерть. Давайте же приведем в порядок ежедневник нашей жизни, и тогда ее эхо будет звучать в вечности.
Никея