Кислород души

  • Автор обзора: Телеканал "СОЮЗ"

«Молитва — не долг, она — кислород души. Мы нуждаемся в ней, чтобы жить. Кто не хочет молиться, тот пусть не делает этого, однако в жизни увидит, что постоянно будет пребывать в смятении. Наша сила в молитве. Большая тайна всех святых нашей Церкви и всех тех сильных душ, которые смогли справиться с огромными проблемами, испытаниями, неудобствами и злоключениями, заключалась в молитве. Молитва…» Сколько бы мы не читали, не говорили о ней, у нас всегда будут вопросы, и, наверно, будет интересно, а что же о молитве говорят не только святые отцы, но и наши современные проповедники, живущие в наше время и знающие проблемы людей такими, какие они есть. Если интересно, то вам стоит почитать книгу архимандрита Андрея (Конаноса), которая так и называется – «Кислород души. Беседы о молитве».

***

В новой книге издательства Сретенского монастыря «Кислород души» собраны беседы известного греческого проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) о молитве, о ее значении в жизни каждого человека, о необходимости выстраивания личных отношений с Богом, о том, без чего не может существовать ни одна христианская душа. Как, к примеру, многие люди начинают свой день? Кто-то, наверняка, ворчит: «Ну вот, опять утро, опять надо вставать и идти на работу, как же всё надоело». Кто-то наоборот, как прозвенит будильник, сразу встает и начинает заниматься повседневными делами. И вроде во втором случае всё правильно, но как и в первом, здесь также чего-то не хватает. И наверно, вы уже догадались, что не хватает молитвы.

Святые отцы нас учат, что по пробуждении от сна в первую очередь надо ум свои и сердце направить к Богу. И отец Андрей (Конанос) тоже пишет: «Пусть первой твоей мыслью, когда открываешь глаза, каждый день будет Христос. Задай своему уму должную пищу, молитву с именем Христовым, а не преподноси забот, тревог, волнений и проблем дня, поджидающих тебя, стоит тебе только открыть глаза. Давайте же думать о Христе, давайте каждый начинающийся день находить время, чтобы немного помолиться, сказать что-нибудь малое, возносить молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» с самого пробуждения. Вычитывать молитвы, которые рекомендует нам духовник. Давайте только не забывать о нем».

Даже обычные утренние дела отец Андрей советует совершать с молитвой: «Когда встаешь, чтобы одеться, - говорит батюшка, - пока снимаешь пижаму и складываешь ее, помолись, говоря: «Господи, как я раздеваюсь, так и Ты совлеки с меня страсти и эгоизм», а потом, когда будешь одеваться, говори: «Господи, как я надеваю рубашку, свитер и обувь, так и Ты, Господи, облеки меня в смирение, облеки этот день в любовь, а меня в смирение». Умываясь, говори опять: «Господи, как я умываю лицо, так и Ты омой меня Своим Пресвятым Духом, даруя мне благодать Духа Твоего Святого»». И это, как отмечает автор, «очень хорошо — всегда находить время для молитвы в течение дня. Конечно, мы должны молиться, сосредоточившись и в уединении, но поскольку ритм нашей жизни так лихорадочен и быстр, то будет хорошо, чтобы мы находили время и молились во всякий час».

«Давайте, - говорит отец Андрей, - превратим это в навык, давайте будем полагать новое начало каждый день, молясь в те минуты, в которые можем, в эти малые минуты, которых, если собрать их с самого утра и до вечера, становится много. Когда мы их сложим, их может оказаться всего каких-нибудь полчаса, но это очень хорошо, чтобы молитва превращалась у нас в навык. Святой Никодим Святогорец называет эти малые молитвы «выстреливающими». Что это значит? Это значит, что они подобны стреле, которую ты выпускаешь из лука своей души к Богу, и они достигают цели, когда ты скажешь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Так, по словам отца Андрея, очень хорошо выходить из дома с молитвенным настроением и возвращаться тоже с молитвенным. Молиться перед тем, как заговорить с коллегами, или перед тем как войти в какой-нибудь офис, когда кто-нибудь резко говорит с нами, а мы сдерживаемся, обращая ситуацию в молитву и говоря себе: «Господи, просвети меня». Итак, - заключает автор, - наша первая мысль и весь остальной день тоже, вся наша жизнь и события в ней должны быть заквашены молитвой. А еще отец Андрей советует в течение дня повторять слова утренней молитвы оптинских старцев. Ну и конечно, постоянно возносить Иисусову молитву, которая, по словам батюшки, является мостом между Богом и человеком.

Вот он пишет: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Посчитайте! Здесь всего пять слов. Иисусова молитва содержит пять слов, но эти пять слов проведут тебя по пяти континентам земли, пять слов разведут небеса во всю длину и ширину мира; пять слов поставят тебя пред престолом Божиим; пять слов вложат в тебя Христа и сделают тебя близким Ему». «Нам всем, - отмечает отец Андрей, - было бы хорошо творить эту молитву, хорошо было бы знать, что у человека, сидящего напротив и слушающего тебя, есть общая точка соприкосновения с тобой – у него есть имя Самого Господа и та общая любовь, которая нас объединяет. Это мы для Него говорим, и сегодня мы Ему говорим, Иисусу Христу, и повторяем: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Однако, как говорит автор, кто-то из слушающих или читающих его слова, может возразить: «Что это ты нам об Иисусовой молитве, рассказываешь? Об умной молитве, предназначенной для монахов? Какое отношение это имеет к нам, людям, живущим в миру? У нас есть свои проблемы: расходы, ребенок, болезнь, всякие трудности в браке. И вот что на это отвечает автор: «Именно потому, что твоя жизнь многомерна, в ней множество забот, ты расколот и фрагментирован, с утра до вечера должен сделать множество дел и не успеваешь сделать хоть что-нибудь для Бога, помолиться как следует. Потому и существует эта молитва, которая называется монологичной, что означает, что она содержит одно слово, одно выражение, одно краткое изречение, которое, если и малому ребенку его сказать – всего пять слов! – то он его выучит.

Таким образом ты сосредотачиваешься. И никаких оправданий тебе нет, как ты говоришь иногда: «Я хочу помолиться, но не успеваю. Я не знаю, что мне сказать, мне нечего сказать на молитве». Тебе есть что сказать! Готовишь ли ты еду? Твори молитву! Мешаешь ли в кастрюле еду? Каждый раз, когда мешаешь ложкой, говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» И пока готовишь еду, внутрь тебя входит Божия благодать, входит всецелое благоухание этого имени, входят живительные соки этого имени». Так, беседуя с читателями, автор доносит до них, что никогда не надо забывать молитву, дает ответ на то, сколько и как надо молиться, рассказывает о самой большой тайне всех святых и вновь и вновь утверждает, что молитва — не долг, а кислород души.

***

По словам автора, самое прекрасное, что может быть в мире — это человек, который молится. Человек, который молится, живет в другом мире. Он дышит Божией благодатью и напояется нектаром божественного присутствия. На крыльях молитвы мы можем стремительно взлететь к Божиему престолу и оказаться вдали от суетного мира. Мы можем восходить туда, где жадно вдохнём живительный воздух божественного присутствия. Молитва — это источник сил в тяжелой борьбе, которую ведем мы каждый день. Чадо! – говорит отец Андрей, - не лишай свою душу живительного дыхания, но молись, молись с ревностью, пока не придёт долгожданный день и увенчает тебя нетленными венцами славы.


Телеканал "СОЮЗ"