Кладбище Российской Империи
- Автор обзора: Ольга Вострикова
Монархия или революция? Имперские письма к ближним. Смолин М.Б.
М.: Издательство М.Б. Cмолина (ФИВ), 2018. – 232 с.
ISBN 978-5-91862-051-9.
Как и многие современные историки, М. Смолин полагает, что процесс «духовного омертвения», охвативший современное общество, был заложен реформами Петра Великого. Продолжился екатерининскими масонами и через декабристов, либерально-социалистическую профессуру подобрался к политикам и интеллигенции начала ХХ в. Революционные учения Запада проросли через «отработанную русскую форму дворцового заговора», а интеллигенция стала движущей силой революции. Затем на дрожжах гуманизма интеллигенции вырос большевизм. И революция, доведенная до своего логического завершения, разрушила «палладиум» России, ее животворную основу - самодержавие. Трагизм в том, что в 1917 году под лозунгом смены неугодного монарха уничтожали саму Русскую историю. Однако автор идет дальше в своем понимании истории России, когда ставит существование России в прямую зависимость от единственно истинной формы государственного правления в ней – самодержавия.
Нынешние русские живут «на кладбище» Российской Империи, от которой живой осталась только Православная Церковь. Сохранив веру, русские люди научились выживать, перешли из советской эпохи в постсоветскую. Но русский народ сражался в Великую Отечественную не за партию В. Ленина и И. Сталина, а за свою тысячелетнюю Родину – Православную Россию.
Автор - поборник идеи «срединности» России, особой стези России как Православного мира, находящегося между католическо-протестантским Западом и мусульманско-языческим Востоком. Причем будущее видится М. Смолину в особой роли России в мировой политике - главенствующей. Невозможно реконструировать политическую систему в том виде самодержавной власти, в какой она существовала в начале ХХ века, считает он. Но Россия будучи «третьим Римом», должна стать гарантом всего мира, удерживающим его в равновесии. А целью последующих поколений должно являться сохранение русского национального облика. Поэтому необходимо возродить большое государство с глобальными задачами. Какова же форма новой государственности?
Русскому человеку нужна «персонифицированная единоличная власть, которую можно по-человечески понимать и любить», считает автор. Таким образом он размышляет о политической идее самодержавной монархии. Власть сильная, авторитетная, требующая к себе уважения при нравственной поддержке всей нации. Формы его могут быть другими, «но останется неизменным монархический принцип властвования, всегда возможный к использованию в нашем обществе» - единоличная власть самодержца.
Безусловным достоинством книги является личностное отношение автора, его глубокая вера в возможности русской нации и особое предназначение России для всего мира.
Переправа