Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Краткий путеводитель по Святому Евангелию

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Краткий путеводитель по Святому Евангелию

М.: Благовест, 2022. — 336 с.


По словам святителя Тихона Задонского, «Евангелие и жизнь Христова есть свет. Все, что этому свету противоположно в нас, есть тьма. Как ставим зеркало перед лицом своим... так нужно ставить душу перед зеркалом Евангелия и жития Христова и все противоположное им очищать, как порок, покаянием и сокрушением сердца». Чем глубже и внимательнее вчитываешься в Евангелие, тем яснее оно открывает верующей душе истину о Боге и человеке. Поэтому чтение и изучение Слова Божия должно продолжаться всю нашу жизнь, а Святое Евангелие должно быть нашей настольной книгой для ежедневного чтения. Для первоначального знакомства со Священным Писанием Нового Завета издательство «Благовест» предлагает книгу под названием «Краткий путеводитель по Святому Евангелию». Об этой книге – далее в нашей программе.


1. В этой книге, по словам издателей, читатель найдет краткую, но исчерпывающую информацию о Святом Евангелии (о его авторах, времени написания, структуре и особенностях изложения), тексты благовествований от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также подробную таблицу всех евангельских событий по каждому из них. В предисловии книги автор-составитель Таисия Степановна Олейникова ссылаясь на различные источники, отмечает, что книги Нового Завета – это «собрание писаний, содержащих свидетельство о новом завете, данном через Христа». По словам дореволюционного автора, протоиерея Михаила Фивейского, «термин Новый Завет неоднократно употреблялся Самим Иисусом Христом и святыми Его апостолами для обозначения начавшейся истории искупленного и облагодатствованного человечества».

2. Как отмечает церковный писатель, по своему содержанию священные книги Нового Завета разделяются на 3 разряда: исторические, учительные и пророческие. Исторические книги - это четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна и книга Деяний Апостольских. Они дают нам историческое изображение жизни Господа нашего Иисуса Христа (Евангелия) и историческое изображение жизни и деятельности апостолов, распространявших Церковь Христову по всему миру (книга Дений Апостольских). Так как предметом содержания Евангелий служит учение Самого Основателя нашей веры Господа Иисуса Христа и так как, несомненно, в Евангелии мы имеем основание для всей нашей веры и жизни, то принято называть четыре Евангелия книгами законоположительными. Этим наименованием показывается, что Евангелия имеют для христиан такое же значение, какое имел для евреев закон Моисеев – Пятикнижие.

3. По словам отца Михаила, «довольно долго сказания о жизни Господа Иисуса Христа передавались только устно. Сам Господь не оставил никаких записей Своих речей и дел. Точно также и 12 апостолов не были рождены писателями; они были люди не книжные и простые», хотя и грамотные. Среди христиан апостольского времени также было очень мало мудрых по плоти, сильных и благородных», и для большинства верующих гораздо большее значение имели устные сказания о Христе, чем письменные. Таким образом, апостолы и проповедники или евангелисты передавали сказания о делах и речах Христа, а верующие принимали, но, конечно, не механически, только памятью, как это можно сказать об учениках раввинских школ, а всей душой, как бы нечто живое и дающее жизнь».

4. Но скоро этот период устного предания должен был окончиться. С одной стороны христиане должны были почувствовать нужду в письменном изложении Евангелия в своих спорах с иудеями, которые, как известно, отрицали действительность чудес Христовых и даже утверждали, что Христос не объявлял Себя Мессией. Нужно было показать иудеям, что у христиан имеются подлинные сказания о Христе тех лиц, которые или были в числе Его апостолов, или же стояли в ближайшем общении с очевидцами дел Христовых. С другой стороны нужда в письменном изложении истории Христа стала чувствоваться потому, что первые ученики постепенно умирали и ряды прямых свидетелей чудес Христовых редели. Требовалось поэтому письменно закрепить отдельные изречения Господа и целые Его речи, а также и рассказы о нем апостолов.

5. Тогда-то стали появляться то там, то здесь отдельные записи того, что сообщалось в устном предании о Христе. Всего тщательнее записывали слова Христовы, которые содержали в себе правила жизни христианской, и гораздо свободнее относились к передаче разных событий из жизни Христа, сохраняя только общее их впечатление. О таких записях сообщает евангелист Лука, говоря, что многие до него уже начали составлять повествования о жизни Христа, но в них не было надлежащей полноты и что поэтому они не давали достаточные утверждения» в вере. В результате возникли наши канонические Евангелия. Эти четыре Евангелия, и составили данную книгу.

6. Чем отличается эта книга от других изданий Нового Завета? Тем, что весь текст разделен на небольшие отрывки, которые имеют свои подзаголовки. Они отмечают то или иное событие Евангельской истории и отсутствуют в оригинальном тексте Библии. Сводную таблицу последовательности евангельских событий можно найти в конце книги. Там же представлены жития святых евангелистов. Краткие сведения о них предваряют и каждое из написанных ими Евангелий. Так, мы знаем, что писателем первого Евангелия был святой Матфей, носивший также имя Левий, сын Алфея, - один из двенадцати Христовых апостолов. До своего призвания к апостольско­му служению он был мытарем, т.е. сборщиком податей, и, как таковой, конечно, был нелюбим своими соотечественни­ками-евреями. Тронутый до глубины души милостью Господа, не возгнушавшегося им, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и проповедовал его соотечественникам.

7. Второе Евангелие написано апостолом Марком, носившим также имя Иоанн. Он был по происхождению иудеем. Его мать Мария имела свой дом в Иерусалиме, который стал местом молитвенных собраний первохристианской общины. Само содержание Евангелия от Марка ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. Третье каноническое Евангелие выделяется из других своим хорошим греческим языком и стремлением к исторической точности в изложении евангельских событий. Церковное Предание и современная наука считают это евангельское повествование, как и книгу Деяний святых апостолов, написанными святым Лукой, спутником апостола Павла. Наконец, четвертое каноническое Евангелие, принадлежит любимому ученику Иисуса Христа Иоанну Богослову. Любящая душа апостола Иоанна, свойственная ему особая религиозная настроенность поставили его выше других апостолов и дали ему первое место среди близких друзей Богочеловека.

***

В завершение программы прочитаем слова прп. Серафима Саровского о пользе чтения Евангелия. «Вот я, убогий Серафим, прохожу Евангелие ежедневно. В понедельник читаю от Матфея от начала до конца, во вторник - от Марка, в среду - от Луки, в четверг - от Иоан­на, в последние же дни разделяю Деяния и Послания апостольские, и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелия и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и оживотворяется». Мы, по занятости своей не можем подражать прп. Серафиму, но и мы должны помнить, что Бог говорил к человеку, более того, не перестает к нему говорить, прежде всего путем Богодуховенного Писания. Углубиться в значение этой темы и есть самое первое, что надо сделать, и быть может кому-то из читателей в этом благом деле поможет данная книга.

Телеканал "Союз"/У книжной полки