Крестный ход Светлой седмицы

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Войди в радость Господа своего! Крестный ход Светлой седмицы
  • Автор книги: Винарова Мария

М.: Сретенский монастырь, 2021. — 56 с., ил.


Еще с апостольских времен установлена церковная традиция празднования Пасхи в течение семи дней. Вся Светлая седмица для Церкви — это один великий день, день победы жизни над неотвратимостью смерти. Все эти дни не прекращается пасхальная радость: она слышна в колокольном звоне, в радости пасхального приветствия «Христос воскресе!». Открытые Царские врата в храмах символизируют небеса, отверстые навстречу человеку. Каждый день после Божественной литургии совершается крестный ход. Об этом крестном ходе, который верующие люди совершают каждый день Светлой седмицы, рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Войди в радость Господа своего!».


1. В книге «Войди в радость Господа своего!», - которую сами издатели называют уникальной, впервые представлена общая последовательность пасхальных крестных ходов на Светлой седмице. В основу издания положены евангельские чтения о явлениях Воскресшего Христа Своим ученикам на двух языках, церковнославянском и русском. К ним добавлены основные пасхальные песнопения крестного хода. В предисловии книги представлены краткие сведения и объяснение особенностей крестного хода на Светлой седмице. Книга адресована всем, кто желает полнее и глубже понять праздник Воскресения Христова. В издании использованы иллюстрации из Елисаветградского Евангелия (конец XVI — начало XVII века).

2. В минувший воскресный день мы встречали светлый праздник - святую Пасху - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Как говорится в издании, в эту ночь нам, как когда-то мироносицам, шедшим ко гробу Спасителя, приоткрывается глубина пасхальной тайны. Любовь ко Христу давала им силы идти, хотя сердца их были переполнены скорбью. Еще немного, и Ангел у гроба встретит их ликующей вестью о воскресении Христовом. И плач обратится в радость. И тленное обретет вечную жизнь. Христос воскрес! В этих словах заключается вся сущность христианской веры. Теперь мы знаем о нашем спасении, и радости нашей никто не отнимет у нас.

3. «Наша радость о воскресшем Спасителе не ограничивается одним лишь Пасхальным днём, но всецело простирается на всю следующую седмицу, и потом, в меньшей мере продолжается вплоть до Пятидесятницы. Все близстоящие события как до, так и после Пасхи настолько значимы и святы для христиан, что даже самые дни Страстной седмицы именуются великими — Великий Понедельник, Великий Вторник…, а дни Светлой седмицы соответственно именуются светлыми — Светлый понедельник, Светлый вторник… Ради величия и торжественности этих дней из богослужебной практики нашей Церкви исключаются всевозможные частные прошения и требы. Потому что в эти святые дни мы все должны быть устремлены только ко Господу, сосредоточены только на этих событиях».*

4. Итак, «на пасхальной седмице, которая Церковью именуется Светлой, все богослужения представляют собой как бы повторение самой Пасхи. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются можно сказать одним днем, принадлежащим вечности, где по пророческому слову апостола Иоанна «времени уже не будет»»*. И как Пасхальная служба наполнена ликованием о Воскресшем Господе, так продолжается оно всю Светлую седмицу, богослужения которой также торжественны и красивы как в сам праздник Пасхи. В эти дни Господь призывает нас отложить свои дела и вместе с Церковью восторженно и благоговейно славить Его святое Воскресение. Последуем, - говорят издатели, - Его призыву.

5. Вот утро Светлой седмицы. Мы стоим в храме. Закончилось Причастие. Из алтаря выносят фонарь с зажженной внутри свечой — это символ Божественного света. Человек, держащий его, будет возглавлять крестный ход. Затем выносят хоругви, запрестольные крест, символизирующий торжество веры Христовой, и икону Богородицы, артос. Артос — это круглый хлеб, напоминающий большую просфору, с оттиском иконы Воскресения Христова. Артос освящается на Пасху и ставится возле царских врат до Светлой субботы, когда его раздробляют и раздают верующим. Выносят и чашу со святой водой. Все выстраиваются в ожидании начала крестного хода. Наконец, под праздничный колокольный звон из храма с пением тропаря святой Пасхи выходят священнослужители в облачении, а за ними и все прихожане.

6. Ежедневные Крестные ходы также, как и Пасхальный, радуют, веселят и притягивают Божий народ. Крестный ход, совершаемый в Пасхальные дни, – это победное шествие Христа Спасителя со всей своей Церковью – небесною и земною. «Подойдем и мы, - говорят издатели, поближе, чтобы участвовать в радости Воскресшего Господа». В эти дни прославляется Воскресение Христово, поэтому все поют канон праздника (или его припевы ирмосы) и другие пасхальные песнопения. Крестный ход обходит храм, останавливаясь на четырех сторонах для чтения Евангелия. Символически эти остановки означают, что Благая весть Христова звучит во всех концах земли.

7. Во время шествия совершается праздничный трезвон, на время остановок он прекращается. На остановках священники читают те отрывки из Евангелия, которые говорят о явлениях Христа после Его Воскресения. Эти же чтения (они называются воскресными евангельскими) мы слышим в храме каждую субботу на вечернем богослужении. Таким образом, мы снова и снова вспоминаем это величайшее событие и вновь радуемся тому, что Христос воскрес. По окончании чтения Евангелия священник благословляет народ и окропляет прихожан святой водой, возглашая приветствие «Христос Воскресе!». В ответ звучит радостное «Воистину Воскресе!», вновь звучит колокольный звон, и крестный ход с пасхальными песнопениями движется к следующей остановке, где снова будет прочитано Евангелие.

8. Заканчивается крестный ход там же, где начался, у входа в храм. Здесь последний раз читается Евангелие о воскресении Господа, и мы входим внутрь. Хоругви, иконы, крест заносят в алтарь и звучат заключительные молитвы Божественной литургии. Служба окончена. Осенив себя крестным знамением, прихожане выходят из храма и отправляются по своим делам: на учебу, на работу, домой. Но радость, которая охватывает нас во время богослужения и крестного хода еще долго будет освещать нашу повседневную жизнь.

***

Итак, каждый день Светлой седмицы после Божественной литургии совершается крестный ход - в эти дни нас так переполняет радость, что мы не можем держать ее в себе, хочется поделиться ей со всем миром. Ведь мы, - говорят издатели, такие же ученики Христовы, какими две тысячи лет назад были апостолы и жены-мироносицы. И, идя с богослужения Светлой седмицы, так же, как и они, несем в себе свет веры Христовой и торжество этого святого великого праздника, подарившего нам спасение и вечную жизнь. Постараемся каждый день бывать на богослужениях, причащаться Святых Таин, участвовать в крестных ходах тогда и воскресший Христос всегда будет с нами.

* https://valaam.ru/publishing/473258/ Крестные ходы Светлой Седмицы

Телеканал "Союз"/У книжной полки