Кругосветные плавания, приключения и наука

  • Автор обзора: Валентина Курицина

От мыса Головнина к Земле Александра I. Д.Н. Копелев
М.: РОССПЭН, 2021. — 311 с.


Если спросить, какое чтение для подростка будет самым подходящим, думаю, многие ответят, что это приключенческая литература, книги о путешествиях, дальних странствиях, особенно морских. Приключенческие повести и романы, захватывающие сюжеты, много действия, опасности и волнения, которые юные читатели делят с героями книг.

Что дает такое чтение, если мыслить не в пределах проведенного за интересным чтением вечера или целой череды вечеров, а более масштабно? Формирует читателя – человека, нуждающегося в чтении, в книге. Книги о приключениях, о странствиях, интересные, захватывающие, формируют устойчивую привычку читать. Книга в руках становится чем-то само собой разумеющимся. Вырастает не просто человек, вырастает человек читающий. Будем вместе с родителями и педагогами надеяться, что по мере его роста и взросления «повзрослеют» и его читательские потребности, что чтение его не ограничится приключенческой литературой, а станет более разнообразным и глубоким. Главное же – интерес к самостоятельному постоянному чтению – приключения и странствия вызвать и сформировать могут.

Но не только устойчивую привычку к чтению, потребность читать могут развить такие книги. Можно надеяться, что благодаря им появится интерес к истории, географии, биологии – хотя бы к одной из этих областей знания, если не к нескольким. На самом деле и авторы подростковых книг о приключениях, путешествиях, странствиях, и родители, и педагоги, и библиотекари, которые советуют юным читателям ту или иную книгу, надеются, что не только за захватывающим сюжетом будут следить школьники, не только переживать за полюбившихся героев, но и запомнят какие-то сведения по истории, географии, биологии и т.д. из тех, что мастерски вплетены в интересное повествование. Не только запомнят, но и не ограничатся этими сведениями, захотят узнать больше. В этом поможет учебная, научно-популярная литература, другие художественные произведения, ненавязчиво помогающие читателям не только получить удовольствие от чтения, но и узнать что-то новое.

Но и на этом хорошо бы не останавливаться. Свидетельство настоящего интереса к чему-то – обращение к настоящей научной литературе. Глубокие, серьезные знания получают из этого источника. Но каждый ли в своем интересе дорастет до научной литературы? И по силам ли подросткам ее читать? Или это чтение для людей взрослых, получивших образование? Очевидно, что не каждый как читатель дорастет до литературы собственно научной, но это не повод ее не предлагать всем остальным. Тем более очевидно, что не каждому подростку по силам «одолеть» монографию или какой-то иной серьезный научный труд. Но и это не повод не предлагать монографию подростку, которому она может оказаться вполне по силам.

Во все времена были и есть ребята, которые в десять лет с интересом читали книги, которые большинство людей открывает в более старшем возрасте. Десятилетним монографию я бы предлагать все равно не стала. А вот старшим подросткам – почему бы и нет? Тем более что есть книги, рассчитанные исключительно на специалистов, исследователей, и есть издания, которые могут быть доступны не только специалистам, но и широкой аудитории – если эта аудитория действительно интересуется темой, которой посвящен серьезный труд.

К числу таких книг по праву отнесена монография доктора исторических наук Д.Н. Копелева «От мыса Головина к Земле Александра I: российские кругосветные экспедиции в первой половине XIX века» (издательство «Политическая энциклопедия»).

Книга повествует об участии Российского флота в освоении и изучении Мирового океана. Автор не просто рассказывает о экспедициях – что само по себе полезно, интересно, познавательно для самых разных читателей – но и анализирует их в контексте развития науки. Не только узнать о чем-то, но и думать, размышлять, соотносить, воспринимать это не само по себе, а в контексте эпохи, истории – не этого ли мы хотим для юных читателей, которые повзрослеют очень скоро и, возможно, станут студентами?

Одна из глав называется «Корабли и люди». «С начала XIX в. в истории Российского флота началась эпоха кругосветных плаваний. Это, с одной стороны, повлекло за собой изменение в геополитическом положении Российской империи, закреплявшей свои позиции на Тихом океане. С другой стороны, произошло качественное обновление самого флота, превратившегося в первой половине XIX в. в центр научной мысли и средоточие интеллектуального богатства империи», – так начинается эта глава. Есть здесь, например, «Список российским судам, находившимся в кругосветных плаваниях» и даже «Общая ведомость о сумме, издержанной по кругосветному плаванию военных судов, по частям: Комиссариатской, Кораблестроительной и Артиллерийской».

Хочется отметить, что не только те, кто особенно любит историю и географию, найдут для себя в этой книге немало интересного. Я, например, особенно люблю все, что связано со словом, языком, речью. И даже это нашлось в монографии, которая, на первый взгляд, повествует совсем о другом: «Моряки склонны оформлять мысли в образной форме. Несколько отстраненно чувствуя себя в гражданском обществе, они резко выделялись на фоне людей, вся жизнь и деятельность которых протекала на земле. Странный образ жизни этих вечно бороздящих моря неприкаянных «бродяг» со столь непривычными пристрастиями распространялся и на названия, которые они давали своим кораблям. Они выступали для них неким антропоморфным существом, и сами его обитатели воспринимали судно как существо родное и живое. Корабль как будто разговаривал с плывшими на нем, он поскрипывал мачтами, дышал, раздувая паруса, покачивался, как покачиваются люди при ходьбе, нарушал молчание моря ударами склянок. Каждый такой плавучий дом непременно был наделен индивидуальными чертами, отличался от других кораблей деталями отделки, строением корпуса, конструкцией мачт, цветом и формой парусов. Для непосвященного человека все корабли могли быть на одно лицо, но только не для «людей моря», наделявших суда душой. У каждого судна было имя, эти названия отражали морской быт, специфику профессии, отношение моряка к жизни и к своему делу, его суеверия, его внутренний мир, тоску по родному краю».

История экспедиций, судьбы мореплавателей, история российской и мировой науки, исследований, в конце концов просто большая и значимая часть истории нашей страны – все это на страницах монографии. Подробно, со множеством ссылок, которые в любой момент могут стать подсказкой читателю, ищущему, какие еще источники есть по заинтересовавшей его теме.

Мы хотим вырастить следующие поколения образованными, думающими, знающими историю своей страны. Эта книга – одно из средств для этого. Чтобы юный человек рос, развивался, ему нужно предлагать не только то, что легко и дается само собой, но и то, что может показаться сложноватым, требует усилий, но не превышает его возможности. Эта монография именно такова. Непросто, но путь к знаниям всегда таков. Юный читатель, который проведет вечера с этой книгой, получит не только знания, но и стимул для дальнейшей интеллектуальной работы. Такие книги юным нужны. Справедливо, что издание отмечено в номинации «Лучшая книга для детей и юношества» конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Издательский совет