Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

«Кто из вас без греха?»

  • Автор обзора: Леонид Виноградов

nre.jpg

Почему, исповедуясь в одних и тех же грехах, мы не можем с ними справиться? Как же в результате избавиться от тирании гордости, тщеславия, уныния, гнева?  С этими вопросами журналист Леонид Виноградов в своей книге «О страстях и искушениях» обратился не к священникам, а к ведущим православным психологам. В беседах с ними восемь основных страстей раскрываются в неожиданном ракурсе — с точки зрения христианской психологии.


Оказывается, что греховные состояния часто паразитируют на наших комплексах и душевных травмах, а нерешенные психологические проблемы могут стать серьезным препятствием на духовном пути и причиной нарушения заповедей.

4.jpgЧеловек может жить в мире с Богом посреди забывшего о Боге мира, если он посвящает Богу свое сердце и учится Бога любить.

Мы видим в Евангелии, что очень часто люди, в которых «не вмещалось» учение Христа Спасителя и которые не желали ему следовать, пытались уловить Господа в слове, чтобы затем обвинить Его либо перед народом, либо перед властями в оправдании грехов.

В Евангелии от Иоанна (гл. 8, ст. 7) содержится эпизод новозаветной истории о Христе и грешнице, где в очередной раз люди пытались уловить Господа. И речь при этом шла о жизни и смерти человека. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, застигнутую в прелюбодеянии, и возбужденно, перебивая друг друга, вопили: «Учитель! Моисей заповедал нам побивать таких камнями. А Ты что скажешь?» Но Господь ничего не отвечал, даже не смотрел на них, а, склонившись, писал что-то перстом на земле.

Но эти люди не унимались, им надо было услышать, что выберет Господь: следование Закону, – и тем самым возьмет на Себя ответственность за осуждение грешницы, — либо же Он станет противником закона и, значит, покровителем греха. И Господь дал ответ, но такой, какой никто не ожидал, Господь поднял на них глаза, и то, что Он сказал, было обращено лично каждому из этих людей, каждому Он предложил произвести этот суд.

Господь, посмотрев на этих людей, увидел жизнь каждого из них и произнес: «Тот из вас, кто без греха, пусть первый кинет в нее камень». А затем, вновь склонившись, продолжил писать на земле. 

hristos-1.jpg

Василий Поленов. Христос. Эскиз для картины “Кто из вас без греха?”. 1888

Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Только что она убедилась в том, о чем люди обычно, совершая грех, стараются не помнить, в том, о чем апостол напишет: «Сделанный грех рождает смерть». Только что смерть стояла совсем близко, и это Господь не позволил ее осудить.

Данный библейский сюжет вдохновил русского художника Василия Поленова на создание крупноформатной картины с одноименным названием «Кто без греха?» (1888 г.).  Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения.

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования. Ее живописно-пластическое решение, композиционная разработка по существу оставались академическими с той только разницей, что основная по смыслу группа не являлась центральной. Вместе с тем стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи.

Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. На выставке полотно приобрел император Александр III. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию. С одной стороны, картина, называемая также «Христос и грешница», рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории. С другой стороны, искусствоведы признают влияние на неё позднего академизма, отмечая, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной».

polenov-christ.jpg

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название.

Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница… А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Только что смерть стояла с этой женщиной совсем близко, и это Господь не позволил ее осудить, и это Он сказал ей: «И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши». Все, что совершил Господь, все что Он сказал во время Своей земной жизни, все, что мы читаем в Евангелии, говорит нам о самом главном – о том, как относится к нам Бог, и о том, как мы должны относиться к людям. И мы видим, что Господь Бог относится к нам бережно, Он нас щадит, Он нас даже не осуждает, Он нас прощает, Он и смерть принимает, чтобы искупить нас от грехов. Но мы сами должны осознать, что грех отделяет нас от Бога и, значит, несет нам смерть. Господь призывает нас, сделав ошибку, уже не повторять ее больше, как Он говорил женщине, взятой в прелюбодеянии: «Иди и впредь не греши».

Из Перевода епископа Кассиана (Безобразова)

А что же тогда Господь писал или рисовал на песке? 

Богословское толкование

Некоторые толкователи полагали, что Господь перечислял грехи этих обвиняющих женщину людей. Но, по-видимому, Господу не интересны были ни они, ни их прегрешения, ни их лукавый умысел в итоге обвинить Его. А быть может, Господь рисовал схему мироздания, которое одному Ему и ведомо, либо же Он чертил на песке буквы, из которых составлено Писание – Ветхий Завет, говорящий о Нем в пророчествах и прообразах, и Новый Завет – Живое Слово Живого Бога, обращенное лично к нам.

По мнению блаженного Августина и архиепископа Аверкия заключительные слова Христа не должны пониматься как неосуждение греха, так как Христос пришёл «взыскать и спасти погибших». Архиепископ Аверкий предлагает следующую трактовку этих слов — «И Я не наказываю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди, и впредь не греши». Блаженный Августин отмечает, что этими словами Христос также успокоил грешницу, которая могла бы на основании ответа фарисеям ожидать, что казнит её Сам безгрешный Христос.

У греческого богослова Зигабена же даётся толкование, что Иисус Христос знал, что она раскаялась всем сердцем и достаточным для неё наказанием служила публичность её посрамления перед многочисленными свидетелями.


Источник: Никея

Теги: