Куда спешишь, душа?
- Автор обзора: Александр Орлов
Как часто нам бывает не удобно отнимать время у священнослужителей или церковнослужителей с расспросами о подготовки к исповеди, Причастию, крещению, венчанию, времени постов. Мы торопимся, смущаемся, ленимся, а, следовательно, грешим. Кто поможет нам? Кто остановит наш, казалось бы, необратимый бег? Кто разъяснит нам доступно и ненавязчиво, цели и задачи Великого поста, бережно наставит нас на спасительный путь? Ответ есть! Это книга митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина).
Автор в спокойной и вдумчивой манере приглашает читателей к диалогу, он размышляет вместе с нами, предлагает обсудить с ним наши проблемы, напоминает нам к чему следует стремиться в постовом подвиге, оберегает своих собеседников от просчётов, и добродушно беседует с нами. Язык автора прост и притягателен и это проявляется уже в предисловии: «Книгу может прочесть даже далёкий от церковной жизни человек, который интересуется духовной жизнью или делает первые шаги к храму. Но и людям давно воцерковлённым также будет полезным напоминанием о самых необходимых моментах прохождения поста и говения, которые со временем могут ускользать из поля зрения прихожан со стажем». Прочтя эти финальные строки предисловия книги мне вспоминаются слова из богослужения во время Великого поста, в которых говорится, что Пасха – это праздник для всех: «Постившееся и не постившееся – возвеселитесь сегодня!» То есть изначально автор призывает всех пройти всем нам с ним Великий пост, и встретить Великий праздник Воскресения Христова. Но чтобы мы могли идти рука об руку с Владыкой Климентом он подготавливает нас в преддверии времени воздержания и выделяет для этого немалое место в своей книге.
Момент входа в Великий пост сегодня актуален особенно, так как современный человек находится под натиском бескомпромиссного прогресса, который заставляет удовлетворят в первую очередь материальные потребности человека, тем самым препятствуя приобретению духовных благ, ведущих к преображению, предоставляя им вторичные роли. Вот, что пишет автор о подготовительном времени: «Эти четыре недели – время духовной настройки человека. Как музыканты перед концертом настраивают свои инструменты, чтобы выступить единым коллективом, так и человек, пройдя подготовку, должен вступить в Великий пост всем своим существом – физически, интеллектуально, духовно». В это время автор призывает нас всмотреться в себя, увидеть в себе неправду, найти свой язык общения с Богом, почувствовать себя блудными детьми, понять насколько мы служим окружающим нас людям, умеем ли мы постигать великую науку прощения, можем ли быть достойны Причастия Таинств Христовых как дара бессмертия, является ли для нас целью покаяния жизнь во Христе.
Как точен автор, когда цитирует поэта Бориса Пастернака: «Учись прощать… Молись за обижающих, зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, пока горит Голгофская звезда». Но владыка Климент разбирает для нас приведённые им строки и вот как: «Однако сделать это нелегко, ведь произносимые вслух правильные слова не всегда отражают наши истинные мысли и чувства». И каждый из нас знает, что это так! Знает это, и автор и он даёт нам шанс понять самих себя: «После грехопадения Адама человеческая природа повреждена и составлявшие прежде одно целое ум и сердце у людей не согласованы. И даже прощая своих ближних, мы не застрахованы от предательских уколов обиды и сознания несправедливости. Надо найти в себе силы «прощать не только словом, но всей душой, всей сущностью своей…»» Как хочется добиться этого умения прощать, свершить этот подвиг, но как это сложно извести из себя чувство самолюбия и самовозвышения, хоть на миг, хоть на время Великого поста, и в этом нам на помощь приходит владыка Климент словами: «Тайна всецелого примирения заключена в любви». Так просто и ясно, и как трудно добиться этой простоты прощения.
Не является тайной, что ещё накануне поста даже имеющие немалый духовный опыт люди являют слабость и в уме подсчитывают, сброшенные килограммы, и на это владыка Климент отвечает так: «Вместе с тем мы должны помнить, что пост – это не диета, а средство для приобретения добродетелей» или так: «Как добровольное самоограничение пост предполагает борьбу со своими утехами земного существования».
Далее беседуя о вехах Великого поста владыка Климент приводит строки из книги «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова) и делает их доступнее для нас: «Адам потерял земной рай и, плача, искал его… Но Господь любовью Своею на Кресте дал ему иной рай, лучший прежнего, на небесах, где Свет Святой Троицы. Вот мы сегодня решаемся ступить на путь искания рая, на путь исправления жизни, на путь молитвы и поста. Вступая в Великий пост, каждый христианин согласно церковному уставу должен примирится с ближними, испросить у них прощения и сам простить «долги» осуждения, обид, несправедливости». Это наставление автора трудно к исполнению, но оно открывает нам то, без чего наши великопостные труды, возможно, не возымеют Господней награды. Мы должны знать и помнить эти слова.
Вообще само повествование является настолько плотным и устойчивым, что ощущаешь себя невольно внутри него и оно мгновенно воздействует на тебя, пробуждая заинтересованность и вовлекая в мыслительные процессы автора, ты словно представляешь его напротив, говоришь с ним, но не перебиваешь, так как он заранее знает твои вопросы и поочерёдно отвечает на них. Но делает это деликатно, словно своим словесным поведением через книгу готовит тебя к будущим жизненным событиям. При этом, по приглашению автора, в доверительной беседе участвуют, дополняя друг друга священномученик Киприан Карфагенский, митрополит Антоний Сурожский, святители Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник, Иоанн Шанхайский, Филарет Московский (Дроздов), архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Нектарий (Антонопулос), святая блаженная Матрона Московская, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой преподобный Амвросий Оптинский, и этот список собеседников можно продолжить, но нет русского человека без народной сказки и автор являет нам и её: «Кто в сказках не читал о мёртвой и живой воде?! Изрубленное тело героя вначале омывали «мёртвой» водой. Тогда члены срастались, и тело становилось целостным, но не живым. А потом его омывали «живой» водой, и воин оживал. С мёртвой водой можно сравнивать крещение Иоанново: оно готовило людей к принятию Христа, но не избавляло от тления, не подавало вечной жизни. Живой водой стало для человека принятия крещения во имя Иисуса Христа, которое полагает начало соединению человека с Богом». Этот отрывок объясняет нам очевидную христианизацию народов России до исторического крещения в 988 году и после него, даёт читателям понять непоколебимость укоренения православия на родных просторах. Жизнь русского человека устроена так, что именно в начале своего жизненного пути к нему приходит Господь, в крещении, сказках, поговорках, пословицах…
В стараниях автора о собеседниках подчёркнута необходимость душевного плача, и с этой целью объяснён Великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского, о котором все мы слышали, но все ли читали, и плакали вместе с святым? Владыка Климент пишет: «О чём рыдает преподобный Андрей Критский? О падшей душе? Он как бы со стороны наблюдает свою душу- образ Божий, которая погрузилась во тьму страстей». Такое пояснение непросто даёт представление о трудах святого, оно даёт почувствовать внутреннему миру читателя душевную востребованность прочтения. Произведение преподобного Андрея Критского является преддверием первого шага на пути покаяния, вот что о покаянии пишет владыка Климент: «Покаяние – это длительный процесс возвращения к Богу».
Так вместе с автором нам дарована возможность вступить в Великий пост, в первую Неделю Торжества Православия, о которой автором сказано: «Путь Православия – путь следования за Христом и со Христом». Автор исследует вместе с нами, как мы верим, какие проявляются в нас духовные интересы, даёт нам пояснения смысла проклятия: «В первый воскресный день Великого поста Церковь неторопливо и тщательно поминает всех, кто по своим убеждениям и образу жизни не имеет с нею ничего общего, и твёрдо добавляет: «Анафема». При этом владыка Климент приводит доходчивый пример из книги Василия Волгина-Никифорова «Торжество Православия». Во второй Великопостной неделе святителя Григория Паламы автор говорит с нами о вере: «Вера – начало и совершение духовного пути человека» и далее «Ведь покаяние – это не только признание своих грехов на исповеди, это изменение жизни и утверждение добродетели». Эти высказывания владыки Климента при прочтении перерождаются в вопросы к самому себе и теперь уже наступает очередь читателя ответить на них.
В Крестопоклонную Неделю автором нам дано понять: «Нести крест – значит любить». Именно, по этим словам, владыки Климента можно сопоставить свой личный путь крестоношения, полон ли он любви? А если нет, то как сделать его исполненным этого жизнеутверждающего чувства? На эти вопросы отвечает книга «Вехи Великого поста».
Наблюдательный опыт автора книги на мой взгляд особенно явственен в главе, посвящённой Неделе четвёртой Великого поста святого преподобного Иоанна Лествчника: «Обыкновенный человек просит у Бога материальных благ: чтобы на работе проблем не было, ребёнок хорошо учился и.т.п. Ещё он просит здоровья себе, близким, особенно если кто-то заболел. И лишь в самом крайнем случае он, подобно тому отцу, просит у Бога духовного здоровья: «Помоги моему неверию» и далее владыка Климент продолжает: «Другими словами, мы целыми днями печёмся и беспокоимся не о главном, а о том, что имеет преходящее значение». Эти строки точно отображают духовное состояние многих, они врачуют, они показывают нам нашу сердечную слепоту.
Беседуя с владыкой Климентом на страницах книги мне вспоминается наставление святого преподобного Амвросия Оптинского, в котором он завещал непременно читать житие святой преподобной Марии Египетской, в честь которой именована пятая Неделя Великого поста. И как один из итогов автора читаются название направляющих глав «Пост – дело любви», «Искоренение греха», «Царство Божие приобретается», «Об ищущих совершенства», то есть, уже по названию которых ощущается духовная жажда прочтения, познания, и осознания.
Говоря с нами о шестой Неделе Великого поста, о Вербном воскресенье, Входе Господнем в Иерусалим владыка Климент напоминает: «Воскрешая Лазаря, Спаситель явил Своё полновластие над смертью. Это был первый случай, когда Он возвращал к жизни усопших… Это было нарушение законов природы по воле её Создателя». Мной не случайно приводятся именно эти фрагменты, они, как мне верится, призваны вселять в человека надежду о грядущем Воскрешении всех верных. В продолжение следует внимательно вслушиваться и вчитываться в раскрывающийся внутренний мир автора. Я приведу два примера наиболее тронувших меня, но таких моментов в книге множество, она фактически может быть разделена на цитаты, и так: «Своим торжественным входом в Иерусалим Христос хочет укрепить слабый дух учеников, ещё не облечённых свыше благодатью Святого Духа». После прочтения создаётся впечатление, что мгновения славы, принимая восторженные возгласы толпы, Спаситель делает это не только для апостолов, но для всех нас, чьей дух слаб… лучше здесь я процитирую автора: «Спаситель уверяет апостолов, что Он – Истинный Мессия, Помазанник Божий, обладающий Божественным достоинством».
Несомненно ценными для воспитания людей всех возрастов являются наставления владыки Климента в описании Вербного Воскресения. Рассматривая высказывание Спасителя, автор пишет: «Стать как дети – значит вернуть свою жизнь в чистоту отношений, бесхитростность мышления, отказаться от власти страстей», то есть автор даёт тонкое наставление с элементами педагогики, психологии, и социологии: «Во-первых, это детская вера. Для ребёнка первый авторитет – его родители. Едва ли можно разубедить его в том, что он воспринял от отца или матери».
Так, в спокойствии и вдумчивости владыка Климент приводит нас при зажжённых свечах и запахах вербы, разбивая скорлупу нечувствия, к Страстной Седмице. Он заботливо предупреждает нас: «Пример падения близкого ученика Христа предостерегает нас от пристрастий к временным удовольствиям, чтобы нам не оказаться в числе людей, некогда служивших Господу, но потом отвернувшихся от Него». Он переживает за нас: «Это созвучно и трагедии отдельных христиан, которые получают в церковных таинствах полноту благодати Святого Духа, но продолжают жить по прихотям тела». Это переживание приводит нас в день, когда сердце каждого из нас дрогнет, когда мир ужаснётся, в день скорби, о котором нам говорит владыка Климент: «В истории человечества не было дня страшнее и значимее. В этот день были явлены человеческое предательство и Божественная Жертва, злодеяние и спасающая Любовь». Автор напоминает нам: «Бог отдаёт на распятие Своего Сына, Который, в Свою очередь, смиренно принимает Крёстные мучения. Бог приносит в жертву Самого Себя». Эти напоминания словно переносят во время Светлой Седмицы, когда радость Воскресения и Пасхи венчает время Великого поста. И теперь заботы владыки Климента о нас носят иной характер: «Но когда пост заканчивается, многие снова скатываются в греховную тину, на уровень той самой толпы, которая жаждала смерти Спасителя. И в таком состоянии люди живут до следующего времени покаяния, до очередного Великого поста».
Узнал ли кто-то из нас себя в этом послании владыки Климента, ответить придётся уже не мне. Но на последних страницах книги «Вехи Великого Поста» есть портрет схимонахини Марии (Капалиной), которой посвящается эта книга, а это значит, что есть те, которые мужественно верны Христу, над ними не властны невзгоды, они хранители Любви, они видят и слышат нас, но достойны ли мы их взоров, чуткости, участия?
КНИГА