Кёнигсбергское чудо

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Кёнигсбергское чудо
  • Автор книги: Новихина Людмила

М.: Сибирская Благозвонница, 2023. — 254 с.


Взятие Кёнигсберга — одна из самых ярких страниц в истории Великой Отечественной войны. Весной 1945 года война приближалась к завершению, но враг упорно и умело сопротивлялся нашим войскам, неумолимо двигавшимся на запад. Одно из самых ожесточенных сражений этого периода войны развернулось в районе города-крепости Кенигсберга. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Взять Кенигсберг было трудно, и удалось это только с Божией помощью. Об этом событии рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Кёнигсбергское чудо».


1. Автор этой книги - художница Людмила Васильевна Новихина. Она родилась и училась в Астрахани. Именно здесь в художественной школе №1 обучалась рисованию. Потом был Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова. В колледж вернулась уже преподавателем после окончания Московской академии им. С.Г. Строганова. До прихода в Церковь, кроме преподавательской работы, много работала творчески: занималась мелкой пластикой в металле (медальерное искусство) и перегородчатыми эмалями, участвовала в различных художественных выставках. В 1993 году вступила в Союз художников России.

2. А в 1992 году, когда праздновалось 600-летие преставления преподобного Сергея Радонежского и год прославления его родителей, преподобных Кирилла и Марии, в Хотькове вновь был открыт Покровский женский монастырь. При нем начала действовать воскресная школа. Именно тогда произошло воцерковление Людмилы Васильевны. Об этом периоде она пишет: «По мере воцерковления я стала понимать, что все, чем занималась до сих пор, это «суета сует». Сначала поменяла тематику своих произведений, а потом и вовсе прекратила работать для выставок. Стала выполнять только отдельные заказы и оформление к православным праздникам воскресной школы Хотьковского монастыря и Сергиево-Посадской православной гимназии. Я и не подозревала тогда, что Господь уже приготовил мне серьезную творческую работу на многие годы!»

3. В 1994 году во время паломнической поездки в Троице-Сергиеву Лавру Людмила Васильевна познакомилась архимандритом Наумом (Байбородиным). А в 2007 году, как отмечает автор, батюшка взял ее под свое крыло и стал за неё молиться. Далее Людмила Васильевна рассказывает: «Весной 2008 года отец Наум неожиданно спросил меня: «А ты можешь переучиться на иконописца?» Я сказала: «Не знаю». Я боялась и подумать об этом, ведь по мере воцерковления для меня становилось все очевиднее, что в свое время пошла не тем путем. Мне казалось, что время потеряно безвозвратно, что это желание, таящееся в самой глубине моей души, совершенно неосуществимо, потому что я уже тогда достигла пенсионного возраста. Но неисповедимы пути Господни!»

4. После небольшой стажировки у лаврского иконописца Валентины Сергеевны Глазовской, Людмила Васильевна приехала к отцу Науму, который спросил у нее, знает ли она о Кёнигсбергском чуде явления Божией Матери во время штурма города в 1945 году на Благовещение. Она ответила, что читала в книге «Чудеса на дорогах войны» рассказ «Стена Необоримая», в котором написано об этом. И неожиданно батюшка благословил художницу разрабатывать эскизы иконы, посвященной этому чуду! С января 2009 года Людмила Васильевна преподавала в училище на отделении живописи новый предмет - иконографию. И трудилась над первым эскизом. На его разработку ушло около двух лет.  Постепенно появилось несколько вариантов эскиза.  Однако, когда их увидел отец Наум, он сказал, как бы вскользь: «А вот Александр Иванов, когда работал над своей картиной «Явление Христа народу», сделал сто двадцать эскизов».

5. «Я, - говорит автор, - не сразу осмыслила эти слова батюшки. Ведь тогда я даже не предполагала, что моя работа может затянуться на многие годы! Эскизов действительно было немало, но, к сожалению, я взяла за основу тот незначительный материал (всего две странички), что был в книге «Чудеса на дорогах войны», акцентируя внимание на чуде, а в остальном используя условный подход к теме. Поэтому мой первый консультант Валентина Сергеевна Глазовская справедливо раскритиковала тот законченный эскиз, когда я показала его в 2011 году».

6. Работа над вторым эскизом тоже продолжалась в общей сложности около двух лет (с 2012 по 2014 год). Этот эскиз батюшка одобрил и благословил писать икону. Она была написана к 70-летию Победы. Но отец Наум посмотрел на икону и сказал: «Нет, это не то...» И он начал рассказывать, как все было на самом деле, ведь он был в Кёнигсберге в конце войны и видел, какой там был кошмар после четырехдневного штурма. «Я, - рассказывает автор, - слушала батюшку и понимала, что все, о чем он говорит, можно было бы изобразить, если бы это была картина, а не икона. Но ведь у иконы своя специфика, свои каноны. Что делать, я не знала». Тогда отец Наум благословил Людмилу Васильевну поехать в Калининград, и посмотреть все самой.

7. Автор рассказывает: «Во время поездки для меня стало очевидно то, чего я еще не понимала, берясь за работу: важна каждая деталь, каждая мелочь в событиях, происшедших в Кенигсберге 7 апреля 1945 года. И вот что я поняла еще: без Божией помощи взять такую крепость за четыре дня было невозможно. Недаром эта восточно-прусская крепость стала единственным городом не столицей, в честь штурма которого была учреждена наградная медаль «За взятие Кёнигсберга». Мне стало ясно, что для работы над иконой необходимо познакомиться с историей этого города-крепости, военной обстановкой того времени и хроникой самого штурма. Поэтому, вернувшись из своей поездки в Калининград, я углубилась в исторические свидетельства, в воспоминания о штурме Кёнигсберга».

8. Людмила Васильевна изучала историю Восточно-Прусской операции и Кёнигсбергского штурма во время Великой Отечественной войны, опираясь в основном на свидетельства участников тех событий, а также на фотографии и хроникальные фильмы того времени. По книге маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского «Дело всей жизни» изучила действия армий и воинских частей, участвовавших в тех боевых действиях. Одновременно приступила к работе над вторым вариантом иконы «Кёнигсбергское чудо». А спустя годы собранный автором исторический материал о Кёнигсберге, о четырехдневном штурме города-крепости, о том, что удалось узнать о Чуде явления Божией Матери, и многом другом вышел отдельной книгой. Ее мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Эта книга рассказывает об истории создания необычной иконы «Кёнигсбергское чудо». По благословению батюшки Людмила Васильевна Новихина в течение двенадцати лет искала путь к максимально точному и правдивому иконографическому изображению явления Божией Матери и Ее помощи при взятии Кёнигсберга. Эти годы были наполнены и искушениями, и неудачами, и удивительными творческими находками, и поразительными событиями, которые помогли установить точное место явления Божией Матери. Обо всем этом Людмила Васильевна рассказывает просто и откровенно, делясь радостью созидания с нами, своими читателями.

Телеканал "Союз"/У книжной полки