Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Автор обзора: Серафимо-Дивеевский монастырь

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная священномучеником Серафимом Чичаговым, до нашего времени остается благодатным источником наиболее полных духовно-исторических сведений о Дивеевской обители, четвертом уделе Божией Матери во Вселенной. Через всю жизнь владыка Серафим пронес великую любовь к этому святому месту.

Он был разносторонне одаренным человеком, имел таланты воина и врача, проповедника и богослова, духовного писателя и историка, художника и музыканта. Но, «воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив», этот блестящий офицер, отмеченный множеством российских и иностранных наград, вышел в отставку по благословению протоиерея Иоанна Кронштадтского и в 1893 году принял священный сан.

По распространенным понятиям того времени, духовенство стояло на социальной лестнице гораздо ниже дворянского сословия. И в истории не было подобного случая, чтобы представитель высшей аристократии, имевший семью, решился на такой шаг, последствия которого отрицательно сказались бы на его потомках. Но, послушный призыву Божию, 37-летний полковник Леонид Михайлович Чичагов отказался от успешной светской будущности ради служения Церкви. Когда вскоре скончалась его супруга, он похоронил ее на дивеевском монастырском кладбище, имея горячее желание быть также погребенным впоследствии в этой святой обители, и даже выхлопотал соответствующую бумагу от государя императора Николая II.

Овдовев, отец Леонид в 1898 году принял монашеский постриг с именем Серафим. Ровно через год он был возведен в сан архимандрита, а жизнь свою закончил митрополитом. 11 декабря 1937 года, на 82-м году, владыка был расстрелян на полигоне НКВД в Бутове. 23 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление митрополита Серафима Чичагова в лике святых.

«Летопись» была издана Серафимо-Дивеевским монастырем дважды: в 1896 и в 1903 годах, при жизни ее составителя. В 90-е годы ХХ века и в начале ХХI века книга неоднократно перепечатывалась со второго издания. Настоящее, третье, издание посвящается двадцатипятилетию второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского и возобновления Дивеевского монастыря, состоявшихся в 1991 году. Об этих событиях в «Летописи» записаны пророчества великого старца: «Тогда Дивеево будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою принесет в Дивеево» и «она (первоначальница матушка Александра – ред.) обитель заводила, а я возобновлю».

О том, как возник замысел написания «Летописи», известно, что через блаженную старицу Пашу было передано повеление батюшки Серафима священнику Леониду Чичагову доложить государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. В смущении обдумывая, как исполнить столь трудное послушание, отец Леонид внезапно понял, что нужно записать все рассказы о преподобном Серафиме помнивших его дивеевских монахинь и других современников, а также воспользоваться архивными сведениями Саровского и Дивеевского монастырей и, приведя весь материал в хронологический порядок, поднести его императору Николаю II. Отцу Леониду предстоял огромный труд.

Отложив все дела, он взял отпуск и уехал в монастырь, так как считал, что «Летопись» можно писать только в Дивееве, ежеминутно проникаясь жизнью четвертого удела Царицы Небесной, традициями обители и заведенным порядком, услаждая душу уставными службами, впитывая монастырский устав, данный Самой Пресвятой Владычицей Богородицей через преподобного старца Серафима.

Внимательно читая «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», понимаешь, что это серьезное архивное изыскание, написанное с предельным напряжением физических и духовных сил. Выбирая сведения как из тетрадей с записями событий монастырской истории и жизни угодников Божиих, так и из устных рассказов очевидцев и желая максимально точно воссоздать истину, автор пользуется только многократно подтвержденными фактами. В тексте постоянно встречаются ссылки на источники, откуда он берет информацию. Не считая себя вправе изменить что-либо в разговорной речи, бережно относясь к каждому слову святого старца и его учениц, автор приводит незатейливые рассказы дословно. Правильность написанного уточняет, прочитывая текст частями блаженной Параскеве, и получает ее одобрение.

По завершении работы над книгой отец Леонид сподобился благодарственного посещения великого саровского подвижника. Вот как он вспоминает об этом: «Когда “Летопись” была окончена (это было поздно вечером), я внезапно увидел налево от себя преподобного Серафима, сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Я понял это так, что преподобный благодарит меня за исполнение переданного мне Пашей его повеления».

«Летопись» была написана всего за два года. По завершении работы в 1896 году изданный труд был преподнесен императору Николаю II и прочитан им, и это во многом повлияло на решение открыть святые мощи саровского старца и прославить его. Среди тех, о ком рассказывает «Летопись», кто участвовал в ее издании и в канонизации преподобного Серафима Саровского, немало удостоившихся прославления Русской Православной Церковью в лике святых. Многое из того, что говорил великий старец о Дивеевской обители, уже исполнилось в наши дни.

Благодаря мудрому летописцу, мы имеем возможность смотреть и дальше, в будущее, духовным взором преподобного Серафима. Этот взгляд из прошлого в будущее, отсутствие временных пределов у святых объединяет преподобного Серафима с тезоименитым ему автором «Летописи». Так из XIX века Божиим Промыслом открылась для людей нашего времени подлинная глубина написанного в чувстве сердца богодохновенного произведения священномученика Серафима.

Но 120 лет тому назад, когда готовилось первое издание, даже такому известному духовному лицу, как протоиерей Григорий Дьяченко, который был старшим цензором Святейшего Синода и делал правку «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», предсказания преподобного Серафима о будущем величии обители под покровом Верховной Игумении, о Канавке, о перенесении плоти старца Серафима в Дивеево, о посещении Дивеева Царской фамилией казались совершенно несбыточными. Он вычеркивает, к примеру, чудо с малиновым кустом, эпизод с посещением Царицей Небесной стряпушечьего послушания, видение скончавшейся схимонахини Марфы с Царицей Небесной в царских вратах во время ее отпевания, предсказание о Царь-колоколе и о том, что до самого дня второго пришествия Христова в Дивееве будет совершаться бескровная жертва.

В книге, изданной Серафимо-Дивеевским монастырем, публикуется полный текст, подготовленный к изданию в 1896 году, с учетом вычеркнутого цензурой. Его удалось восстановить, благодаря тому, что в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фондах священномученика Серафима Чичагова, сохранился уникальный экземпляр с пометками красным и синим карандашом, сделанными рукой цензора. Теперь мы имеем возможность прочитать тот самый текст, за который батюшка Серафим благодарил священника Леонида Чичагова.

После выхода в свет «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» владыка Серафим продолжил работу, подготавливая следующее издание, которое вышло в год прославления преподобного Серафима. По согласованию с новым цензором были восстановлены многие прежде изъятые места. Появились и новые фрагменты с описанием случаев прозорливости и чудесной помощи батюшки Серафима.

Со временем «Летопись» стала библиографической редкостью, в советское время она не переиздавалась. В конце 80-х годов ХХ века внучка владыки Серафима Варвара Васильевна Черная, впоследствии настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве игумения Серафима, осуществила репринтное издание «Летописи» по сохранившейся в архиве ее деда книге 1903 года. История Серафимо-Дивеевского монастыря оказалась настолько интересной для нового поколения, что книга разошлась молниеносно и затем перепечатывалась возрастающим тиражом многими издательствами. Этими повторными изданиями, начало которым положила матушка Серафима, «Летопись» готовила православный народ ко второму обретению святых мощей преподобного Серафима и воодушевляла совершенно разных людей отдавать силы, время и даже посвятить всю свою жизнь делу восстановления Дивеевской обители.


Материал предоставлен Серафимо-Дивеевским монастырем


Теги: